Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с политикой обработки данных
ОК
5 сентября 2025

Тапочки профессора, стеклянный слон и обморочные козы

Чем удивит «Арт-ферма» в Царском Селе
Первая арт-лаборатория заработала на территории Императорской фермы Царского Села. Сегодня там открывается выставка инсталляций, которые с июля разрабатывали современные художники, отобранные для этого проекта кураторами.
Автор: Екатерина Матросова
Императорская ферма. Фото: ГМЗ «Царское Село» / Светлана Гриб
Четыре инсталляции под открытым небом на тему прошлого Императорской фермы – это второй проект открывшегося после 12-летней реставрации комплекса зданий, в которых когда-то действительно держали животных, от овец и коз до экзотических птиц и слонов. Кураторам арт-лаборатории было интересно рассказать с помощью современного искусства о животных фермы, а если смотреть шире – о взаимовлиянии природы и человека, вернее, его иногда экзотической деятельности. Реализация проекта стала возможной благодаря участию Сбербанка.
Мария Пухова, «Купание слона». «Арт-ферма», 2025. Фото: ГМЗ «Царское Село» / Светлана Гриб
Ажурный стеклянный слон, будто выныривающий «в пене» из воды, наводит на мысли об иллюзорности и противоречивости (как само появление в северных широтах южного животного, хотя слоны в Петербурге были чуть ли не с самого основания города). По мнению автора инсталляции, художницы Марии Пуховой, голова слона – отличная форма для воплощения в стекле. Слон пластичен, а стекло любит мягкие, плавные линии.
Константин фон Рибен, «Тапочки профессора Яковлева». «Арт-ферма», 2025. Фото: ГМЗ «Царское Село» / Светлана Гриб
С материалом играет и другой художник – участник списка The Blueprint 100 Константин фон Рибен, представивший инсталляцию «Тапочки профессора Яковлева». Всеволод Иванович Яковлев – первый хранитель Александровского дворца-музея, с чьей легкой руки войлочные тапочки стали неизменным атрибутом посетителей всех музеев в СССР. У художника гигантские тапочки сделаны из гранита, специальным образом обработанного ради «пористого» эффекта войлока.
Артём Филатов, «Бу!». «Арт-ферма», 2025. Фото: ГМЗ «Царское Село» / Светлана Гриб
На фото – коза. Вернее, ее копыта, т. к. она лежит на траве… «в обмороке» после сильного испуга. Еще один участник списка The Blueprint 100 Артём Филатов создал своих миотонических (обморочных) коз в разных цветах – шоколадном, бежевом, белом. Это отсылка к историческому цвету стен Императорской фермы. «Бу!» – тот самый арт-объект, который можно трогать: садиться на него, класть на бок. Объект, с которым можно и нужно обниматься.
Сергей /деникин/ Денисов, «Пастораль». Фото: ГМЗ «Царское Село» / Светлана Гриб
Полупрозрачные цветы «с глазами-листиками» и мальчик с овцой обыгрывают знаменитые пасторальные темы картин и заодно напоминают о том, что на ферме когда-то разводили в том числе и овец.

Все инсталляции вписаны в рельеф парка и фермы, учитывают восприятие с разных ракурсов, при разном освещении и в разных погодных условиях. С одной стороны, арт-объекты привлекают внимание посетителей парка как предмет искусства, а с другой – имеют вполне практические функции: развлекательную (с инсталляциями можно взаимодействовать) и информационную (каждый объект посвящен конкретному историческому факту из истории Царского Села).

Ксения Малич, историк архитектуры, кандидат искусствоведения, академический руководитель магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, вошла в экспертную команду арт-лаборатории. Для Ксении подобный опыт участия в оценке арт-проектов особенный, так как речь шла в том числе и о садово-парковом дизайне:

«Мне кажется, мы все недооцениваем ландшафтное искусство. А между тем все самое интересное, новое, необычное, символически насыщенное и экспериментальное, на стыке художественных практик, социальных привычек и вообще миров рождалось именно в садах. Один из самых цельных и нетривиальных ансамблей – пейзажный парк в Царском Селе и проект “Арт-ферма” – может стать в будущем идеальной площадкой для молодых художников. Было бы здорово продолжить этот эксперимент. Надо только дать творческой энергии возможность почувствовать этот потенциал».
Потенциал у бывшего хозяйственного комплекса действительно огромный, особенно с учетом довольно активного освоения и стратегического развития южного направления Петербурга. Отреставрированные здания Императорской фермы будут использоваться по-разному – и как креативное творческое пространство для современного искусства, и как выставочный зал, и как музей истории самой фермы, и как конюшня (в том числе частная), и как апарт-отель.

Александровский парк Царского Села, где открывается «Арт-ферма», – огромный садово-парковый ансамбль с большим количеством объектов (часть строений до сих пор не восстановлены после Великой Отечественной войны). Он входит в музейный комплекс Государственного музея-заповедника «Царское Село», но, в отличие от более туристического Екатерининского парка, в первую очередь рассчитан на постоянный интерес местных жителей, в основном молодежи и детей.

По разным оценкам, стоимость восстановления всего комплекса «Императорская ферма» – порядка 800 млн рублей. Средства были выделены как из городского бюджета, так и со стороны музейного объединения «Царское Село». На эти деньги были восстановлены историческая планировка комплекса и объемно-пространственные решения зданий, внутренние планировки и архитектурные решения фасадов корпусов. И это помимо необходимой чисто технической работы (дренаж, электроснабжение и так далее).

Made on
Tilda