Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с политикой обработки данных

Собиратели эпох

Старый английский двор в Москве.

Фото: CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4420232
Здание музея, если оно наполнено историей, и само может стать дополнительной точкой притяжения для посетителей. А для экспонирования многих выставок особенно хороши сводчатые белокаменные палаты – они избавлены от избыточного декора, в них вполне уместно выглядят, например, выставки современного искусства. О возможностях исторических зданий применительно к музейной деятельности и ограничениях, которые они накладывают, говорили на пресс-завтраке платформы Ru.Локация в музее «Собрание». Продолжаем знакомить с прозвучавшими там тезисами.

Ксения Смирнова, заместитель директора по просветительской работе Музея архитектуры имени А. В. Щусева:

  • Про функции музея
Музей – не только пространство, куда зрители приходят познакомиться с произведениями искусства. Это сложноорганизованная площадка, которая выполняет три главных функции. Во-первых, она хранит предметы из государственных или частных коллекций. Во-вторых, сотрудники музея изучают эти предметы. Третья функция – популяризация культурного наследия путем проведения выставок, мероприятий для разных аудиторий, выпуска книг и так далее.
  • Про стены и экспозицию
Исторический памятник уже несет в себе смысл, за которым приходит посетитель. Когда музей открывается в историческом здании, это огромный плюс. Музею архитектуры имени А. В. Щусева повезло – он находится в городской усадьбе Талызина. Кроме нашей экспозиции мы демонстрируем и здания, в которых располагается музей. Мы проводим в них экскурсии, читаем лекции.

Выставочное пространство во флигеле «Руина» с сохраненным историческим обликом хранит драматичную историю конца XX – начала XXI века. Мы организуем там выставки разной тематики. Это может быть современное искусство, выставки, которые посвящены истории архитектуры, демонстрирующие экспонаты из наших фондов. Мне кажется, это очень удачное решение – сохранить ценности, смысл самого здания, сделать экспонатом и его тоже.

Палаты – отличное выставочное пространство, потому что они белые, без какого-либо нарочитого скульптурного декора, который может буквально подавить проходящее в них мероприятие. Это хорошее пространство, оно точно куполом обволакивает мероприятие, которое проходит в его стенах. Единственный минус – небольшие дверные проемы.

Во многих российских городах есть хорошие выставочные площадки, как в новых, так и в исторических зданиях. Например, одну из наших выставок мы возили в Псков, где любовались отреставрированными и просторными палатами, которые буквально ждут проведения в них мероприятий, выставок и концертов. То же самое и в Хабаровске, и в Архангельске. Прекрасный выставочный центр есть в Смоленске.
  • Про посетителей
Посетитель музея меняется – я бы сказала, он молодеет. Если в самом начале моей музейной деятельности это было в основном старшее поколение, то сейчас много молодежи, школьников. Их запрос строится на отсутствии каких-то базовых знаний по истории архитектуры. Но при этом сохраняется и профессиональная, подкованная аудитория.

В 2024 году стоит обращать внимание на внутренний туризм. Из других городов к нам приезжает больше соотечественников, которые хотят узнать что-то новое.

Посетитель стал более искушен: проходит много выставок, экспонируются высококачественные произведения. От каждой выставки люди ждут вау-впечатления – и по набору экспонатов, и по способу их демонстрации.

Кристина Бакшутова, старший научный сотрудник Музея Международного нумизматического клуба:

  • Про специфику музея
Главная задача нашего музея – познакомить посетителей с мелкой пластикой, интересными элементами, подчас уникальными знаками и сюжетами. К нам приходят посмотреть на коллекцию, редкие золотые монеты, а уходят с пониманием того, что нумизматика – гигантский пласт истории.

Недавно мы открывали выставку «Византийская симфония. Сокровища земные и небесные». Византийские монеты во многом цитируют большие произведения искусства, фрески, иконы, мозаики. Нумизматика роднится с искусством как таковым. Задача нашего музея – продемонстрировать это.

Коллекция нашего учредителя отличается первоклассной сохранностью и невероятной подлинностью. Например, видя древнегреческие монеты, которым около 2,5 тысячи лет, посетители интересуются, как мы их реставрировали. Особенность монет нашего музея в том, что они не реставрировались и дошли до наших дней в таком виде.

Мы занимаемся и серьезной научной работой. Например, в музее есть лаборатория, где применяются первоклассные методы изучения монет.
  • Про технологии
Мы используем технологии, чтобы увеличивать экспонаты. Мы показываем монеты в объеме, делаем 3D-модели, чтобы можно было не только посмотреть их на фотографии или электронном этикетаже, но и потрогать, посмотреть, восхититься этим маленьким произведением искусства.

Изначально у нас был только лишь один экспозиционный зал, а сама концепция выставления монет представляла собой мюнцкабинет. Чтобы продемонстрировать монеты с двух сторон, мы делали электронный этикетаж. У нас каждая витрина оборудована планшетом, на котором монету можно увеличить, рассмотреть с обеих сторон. С каждой следующей выставкой мы думаем, как можно улучшить представление экспозиции. Мы используем проекции и 3D-модели. Таким образом постепенно, эволюционно стараемся делать экспозицию более понятной и доступной.
  • Про историческое здание
Наш музей находится в палатах XVII века. Здание хотели снести, до реставрации оно было без окон и крыши, в подвале – вода.

Исторические своды порой дополняют историю экспозиции. Например, для выставки «Монеты и рыцари. Серебро и сталь» мы сделали готический зал. Своды очень гармонируют с тем, что мы старались донести этой экспозицией до посетителей.

Майя Сантимирова, коллекционер, основатель проекта «Палаты на Льва Толстого»:

  • Про палаты
Наше основное направление – культурно-образовательный центр. Заявленные темы – балет, опера, этикет. У нас проходят различные встречи, курсы, творческие вечера.

В исторических палатах мы ничего не экспонируем. Но во время реставрации в середине прошлого века к палатам сделали пристройку-лестницу, и вот там мы можем демонстрировать какие-то работы.

А так как в целом концепция наших палат — сочетание нескольких эпох, XVII века и советского, нам хотелось подчеркнуть современного человека во всех этих эпохах. Наша концепция в том, что палаты XVII века служат людям и сейчас. Мы сотрудничаем с различными московскими галереями и как выставочное пространство экспонируем современных молодых художников.

Мы научились собирать все эти эпохи, декодируя историю и показывая, как можно ее увязать с современностью. Этого удается добиваться в том числе благодаря сет-дизайну.
Made on
Tilda