Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с политикой обработки данных
10 декабря 2024

Борис Фридман: «Никогда не передам коллекцию в музей»

Ru.Локация продолжает знакомить с выступлениями спикеров пресс-завтрака «Новая жизнь в старых стенах», который прошел в московском музее «Собрание». Своим видением правильного экспонирования коллекций поделился Борис Фридман, предприниматель, основатель одной из первых отечественных IT-компаний «Микроинформ» и, пожалуй, самый известный в России собиратель изданий livre d’artiste.
Про коллекцию и корпоративный музей:

«Нам повезло: за последние 12 лет наша коллекция выставлялась в 20 музеях, в том числе Пушкинском и литературном. Несколько выставок было за рубежом.

Место экспонирования определяется не энергией или способностями собирателя коллекции, а самим собранием. Сначала надо решить, что за собрание, а уже затем – где и как его показывать. Судьбу коллекции в значительной мере определяет ее состав.

За последние 5 лет активность музеев снизилась, поэтому мы организовали постоянный корпоративный музей в головном офисе группы IT-компаний “Ланит”. Это единственная в стране такая площадка для экспонирования livre d’artiste, за исключением ограниченной коллекции в Эрмитаже.

Выставочная площадка в офисе работающей компании – не обычный открытый музей, куда можно купить билет и прийти. Наш музей предназначен прежде всего для сотрудников компании и всех, кому это интересно. У нас было много посетителей, мы проводим встречи, открытые вечера».

Как экспонировать коллекцию livre d’artiste:

«В небольшом корпоративном музее мы реализовали наши представления о том, как надо показывать эти издания. Ведь коллекция livre d’artiste требует специального способа демонстрации. Показ такой коллекции весьма непрост. То, что мы делали в музеях, – не лучший способ демонстрации коллекции. Это не вина музеев, а специфика самих экспонатов.

Их правильно рассматривать, сев вокруг стола и положив на него livre d’artiste. Это единственный правильный способ. Все остальное – это уже отклонения. Более-менее адекватной степени приближения к целевому состоянию мы добились только сейчас».

О будущем коллекции:

«Мы никогда не передадим коллекцию в музей. Сошлюсь на слова Марка Шагала: “Музей – это кладбище для гениев”. В моем понимании основная функция “большого” музея, очень важная и сложная, – это хранение. Разумеется, некоторые экспонаты из этого фонда периодически показывают публике. Но показать все, что есть в собрании музея, одномоментно невозможно».

«Livre d’artiste – богатейшее направление. И сегодня абсолютно понятно, что в России или за рубежом должен появиться музейно-исследовательский центр по направлению livre d’artiste. Я предлагал создавать его в России, но не встретил понимания – это большая работа, серьезное финансирование и проч. Я думаю, он появится в ближайшие 5 лет, скорее всего, где-то за рубежом.

Для полноценной демонстрации livre d’artiste должен быть создан отдельный самостоятельный музей. Если он будет частным – прекрасно. Государство вряд ли будет этим заниматься».

О музеях в регионах:

«Совершенно великолепный показ “Художники русского зарубежья в изданиях livre d’artiste” у нас прошел в Ельцин-центре в Екатеринбурге. Современная площадка, великолепная молодая аудитория. Это были счастливые дни: живая обстановка, прекрасная экспозиция на двух этажах».
Made on
Tilda