Чтобы не только сохранить, но и задокументировать эти руины, сразу понимаемые как «остатки», был составлен протокол отбора образцов и выполнена сортировка. Изучение остатков всегда имеет большое значение как для реставрации, так и для понимания принципов конструкции здания и будущих проектов.
Работы по отбору и сортировке упавших остатков начались в конце апреля в присутствии историков и археологов. Кроме перечисленных выше лабораторий и центров к этому этапу были привлечены еще археолог-специалист по старому дереву и фотограф. Поскольку из соображений безопасности прямой доступ к остаткам был невозможен, эти операции проводились с помощью дистанционно управляемых автомобилей компании SGLM, которые бережно укладывали весь собранный щебень на сортировочный стол.
Каждый подъем ковша предварительно документировался многочисленными фотоснимками (было сделано более 40 тыс. фотографий). Затем всё складировали на поддонах под навесами, установленными на площади, где проводилась первоначальная инвентаризация. Северный рукав трансепта и средокрестие были полностью расчищены в начале июля 2019 года.
Остатки: опознавание, локализация и дальнейшая судьба. С июля 2019 года разбирали восточную часть нефа, где в основном находилась древесина каркаса крыши XIII века, а также блоки обрушившейся двойной арки, датированные концом XII – началом XIII века. Сортировка осуществлялась по нормативной базе археологических раскопок, сопровождалась фотограмметрическими снимками (ортофотоплан). Это позволяло практически в реальном времени на цифровом носителе локализовать все элементы.
Одновременно были документированы и собраны многочисленные материалы обрушения в двух рукавах трансепта: дерево, уголь, элементы крыши, колокола, фрагменты часов и т. д. На этом этапе потребовалась помощь строительных альпинистов.
Начиная с февраля 2020 года постепенно устанавливали навесные полы, что облегчило продолжение сортировки и эвакуацию этих хрупких остатков. В сложных условиях доступа отбор образцов документировался с помощью фотограмметрической системы сбора данных. Последний этап, документирование остатков под обгоревшими строительными лесами, завершился в марте 2021 года.
Все собранные и законсервированные элементы после первичной инвентаризации и фотографирования были разделены на следующие категории:
- архитектурные элементы, отобранные для повторного использования при реставрации (около 200 поддонов камня и 150 поддонов металлических элементов);
- фрагменты, представляющие интерес для исследования или дальнейшего музеографического использования: 600 поддонов с гранильными элементами, 350 поддонов с металлическими элементами (гребни, болтовые стержни, элементы часовых механизмов и т. д.), более 10 тыс. фрагментов дерева;
- отходы, не представляющие интереса для реставрации или исследования, подлежащие ликвидации.
С января 2022 года находки стали доступны научным лабораториям, желающим продолжить исследования и анализы. Если пожар в соборе и стал причиной невосполнимой утраты, то все же он способствовал осуществлению большого количества практических исследований: дерева и угля, клейм мастеров на камнях, происхождения свинца, природы использованных растворов... Было решено составить «библиотеку материалов» – коллекцию наследия для экспонирования, учебную и научную коллекцию, доступную исследователям в долгосрочной перспективе.
Восстановительные работыВ июне 2020 года сделали общую оценку состояния здания и определили направления проекта реставрации. 9 июля 2020 года Национальная комиссия по наследию и архитектуре утвердила проект восстановления вида собора Виолле-ле-Дюка –
«особенно в отношении крыши и шпиля; из дуба в качестве каркаса крыши и свинца для покрытия крыши». 25 марта 2021 года она снова заявила о реставрации крыши с точным следованием проекту Виолле-ле-Дюка для трансепта и шпиля. Для нефа и хора предполагалось восстановление средневековой конструкции.
Проект реставрации был основан на научных исследованиях, которые подкреплялись созданием цифровых моделей. Все работы проводились под научно-техническим контролем государственных служб, ответственных за исторические памятники.
К работам были привлечены компании, восстанавливающие исторические памятники, реставраторы произведений искусства и музыкальных инструментов, архитекторы, кураторы, инженеры и техники, все – специалисты по сохранению наследия. Художественные, архитектурные, градостроительные и ландшафтные работы в соборе и окрестностях проводились по согласованию с назначенным духовенством координатором.
Сроки окончания работ были определены крайне жестко – это обусловило методы реставрации.
Медь. С момента своего создания Виолле-ле-Дюком шпиль Нотр-Дама был предметом нескольких реставрационных вмешательств. Наиболее значительное провели в 1935–1937 годах, когда восстановили упавшие элементы и скульптуры из меди и заменили свинцовые детали. Они были повреждены древесным уксусом, выделяемым дубом.