Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с политикой обработки данных

Собор Нотр-Дам. Воскресение

Собор в огне. © Remi Fromont
В заключительном из цикла материалов искусствовед и историк искусства Ольга Певзнер – об удивительных подробностях реставрации собора Парижской Богоматери.
15 апреля 2019 года произошел пожар, приведший к значительным разрушениям собора Нотр-Дам. Были утеряны шпиль Виолле-ле-Дюка и две трети крыши, датированной XII–XIII веками. Пострадали часть внутренних помещений и орган, который был поврежден при тушении водой. Обе башни, средневековые витражи и розы сохранились. Но собору грозило обрушение.
Утраты здания. © Cybularny
Как только пожар был взят под контроль утром 16 апреля 2019 года, сразу же началась реставрация. Работы проводились под контролем следующих организаций:

ACMH – Ассоциация архитекторов и руководителей исторических памятников при Министерстве культуры. Контролируют охраняемое наследие, восстанавливают государственные исторические памятники;
CNPA – Национальная комиссия по наследию и архитектуре при Министерстве культуры (с 1837 г.). Дает заключения по включению в список исторических памятников, по их изменению, консервации, охране и развитию;
DRAC – Главное управление по делам культуры региона;
LRMH – Лаборатория исследования исторических памятников;
INRAP – Национальный институт превентивных археологических исследований;
C2RMF – Центр исследований и реставрации музеев Франции при Министерстве культуры;
MAP – Центр моделирования для архитектуры и наследия Министерства культуры;
CNRS – Национальный центр научных исследований;

Подготовительные работы

Консолидация. В дополнение к чрезвычайным мерам, принятым после пожара, ACMH разработала программу действий по обеспечению безопасности и укреплению здания. Отчет и первая оценка состояния памятника были представлены CNPA 4 июля 2019 года.

Работы по обеспечению безопасности и консолидации памятника являются обязательным условием при восстановлении здания. Они начались 16 апреля 2019 года и продолжались до июня 2021 года. Этот проект был прерван летом 2019 года из-за высокого содержания свинца и еще раз весной 2020 года из-за пандемии. Затраты на этот этап составили 160 миллионов евро.
Внутри собора была установлена защитная сетка. © Alexis Komenda
После пожара консолидацией руководило региональное управление культуры, а с 1 декабря 2019 года – созданное специально государственное учреждение, ответственное за сохранение и реставрацию собора Нотр-Дам.

В соответствии с принятым протоколом витражи верхних пролетов хора и нефа были осмотрены и демонтированы в период с апреля по май 2019 года. Было принято решение, что витражи трех роз должны оставаться на месте – их дополнительно укрепили. Стекла витражей, подлежащих демонтажу, вынули из каркасов, тщательно пронумеровали, упаковали в коробки и перевезли в мастерские, а после реставрации передали на хранение.

Оконные проемы были укреплены, чтобы в отсутствие витражей предотвратить деформацию. Полупрозрачные брезенты закрепили с внешней стороны для обеспечения гидроизоляции и освещения площадки дневным светом.

Проконтролировали устойчивость всех гаргулий. В нефе и хоре натянули защитные сетки, которые смягчали падение камней и защищали работников.

Эвакуацию и сортировку остатков, скопившихся на полу собора, удалось начать немедленно благодаря вмешательству роботов, управляемых из проходов. Для обеспечения нормальной работы людей установили ограждение вокруг территории объекта, обустроили душевые и туалеты, модули дезактивации от свинца, на площади разместили навесы.

Аркбутаны уравновешивали давление на своды, но, когда своды упали, контрфорс мог обрушить стены. Во избежание еще большей трагедии для поддержки аркбутанов и сохранения поврежденных сводов было установлено 28 деревянных или металлических подвесов. Они компенсировали вес отсутствовавших каркаса крыши и самой крыши, а также обеспечивали равновесие конструкции.

Первый этап работ. © Alexis Komenda
Строительные леса, возведенные для восстановления шпиля до пожара и обгоревшие, представляли угрозу конструкции собора. Было установлено несколько датчиков, чтобы измерять амплитуду движения лесов, анализировать ее и при необходимости выдавать оповещения. С начала осени 2019 года обгоревшие леса застроили так, чтобы их можно было демонтировать пролет за пролетом без риска обрушения всей конструкции (40 тыс. деталей, 200 тонн металла).

После этого во всем здании были установлены новые леса, с которых проводили временную консолидацию: возвели деревянные арки для поддержки сводов.

Свинец. Пожар привел к значительному оплавлению свинца крыши и шпиля, продукты горения которого распространились в пределах памятника и на окружающей территории. На следующий день после пожара были приняты первые меры по обеспечению здоровья работающих на объекте и жителей района. Все, кто посещал объект, должны были проходить медицинский осмотр, включая первоначальное измерение уровня свинца в крови, а также получать информацию о рисках, связанных со свинцом.
Свинец в Нотр-Даме. © David Bordes
Работы были временно остановлены с 25 июля по 19 августа 2019 года по решению префекта. В конце лета были установлены новые дезактивационные сооружения, отходы на объекте контролировались, а сам объект был герметизирован.

Когда обеззараженная территория вокруг собора достаточно расширилась, было восстановлено движение транспорта. По результатам обмеров и найденной свинцовой пыли «в качестве меры предосторожности» префект полиции снова закрывал площадь перед собором для проведения новой очистки от свинца с 17 мая по 12 июля 2021 года.

Расчистка объекта. В вечер пожара, охватившего Нотр-Дам, обрушение каркаса привело к падению шпиля, части сводов трансепта и двойной арки нефа. На полу и на сводах хора и нефа образовались горы обломков. Это были тонны каменных блоков, груды древесины от каркаса крыши и шпиля, а также металлические элементы каркаса и кровли (коньки, чугунные украшения и т. д.).
Крыша собора © Alexis Komenda
Чтобы не только сохранить, но и задокументировать эти руины, сразу понимаемые как «остатки», был составлен протокол отбора образцов и выполнена сортировка. Изучение остатков всегда имеет большое значение как для реставрации, так и для понимания принципов конструкции здания и будущих проектов.
Работы по отбору и сортировке упавших остатков начались в конце апреля в присутствии историков и археологов. Кроме перечисленных выше лабораторий и центров к этому этапу были привлечены еще археолог-специалист по старому дереву и фотограф. Поскольку из соображений безопасности прямой доступ к остаткам был невозможен, эти операции проводились с помощью дистанционно управляемых автомобилей компании SGLM, которые бережно укладывали весь собранный щебень на сортировочный стол.

Каждый подъем ковша предварительно документировался многочисленными фотоснимками (было сделано более 40 тыс. фотографий). Затем всё складировали на поддонах под навесами, установленными на площади, где проводилась первоначальная инвентаризация. Северный рукав трансепта и средокрестие были полностью расчищены в начале июля 2019 года.

Остатки: опознавание, локализация и дальнейшая судьба. С июля 2019 года разбирали восточную часть нефа, где в основном находилась древесина каркаса крыши XIII века, а также блоки обрушившейся двойной арки, датированные концом XII – началом XIII века. Сортировка осуществлялась по нормативной базе археологических раскопок, сопровождалась фотограмметрическими снимками (ортофотоплан). Это позволяло практически в реальном времени на цифровом носителе локализовать все элементы.
Одновременно были документированы и собраны многочисленные материалы обрушения в двух рукавах трансепта: дерево, уголь, элементы крыши, колокола, фрагменты часов и т. д. На этом этапе потребовалась помощь строительных альпинистов.

Начиная с февраля 2020 года постепенно устанавливали навесные полы, что облегчило продолжение сортировки и эвакуацию этих хрупких остатков. В сложных условиях доступа отбор образцов документировался с помощью фотограмметрической системы сбора данных. Последний этап, документирование остатков под обгоревшими строительными лесами, завершился в марте 2021 года.

Все собранные и законсервированные элементы после первичной инвентаризации и фотографирования были разделены на следующие категории:

  • архитектурные элементы, отобранные для повторного использования при реставрации (около 200 поддонов камня и 150 поддонов металлических элементов);
  • фрагменты, представляющие интерес для исследования или дальнейшего музеографического использования: 600 поддонов с гранильными элементами, 350 поддонов с металлическими элементами (гребни, болтовые стержни, элементы часовых механизмов и т. д.), более 10 тыс. фрагментов дерева;
  • отходы, не представляющие интереса для реставрации или исследования, подлежащие ликвидации.
С января 2022 года находки стали доступны научным лабораториям, желающим продолжить исследования и анализы. Если пожар в соборе и стал причиной невосполнимой утраты, то все же он способствовал осуществлению большого количества практических исследований: дерева и угля, клейм мастеров на камнях, происхождения свинца, природы использованных растворов... Было решено составить «библиотеку материалов» – коллекцию наследия для экспонирования, учебную и научную коллекцию, доступную исследователям в долгосрочной перспективе.

Восстановительные работы

В июне 2020 года сделали ​​общую оценку состояния здания и определили направления проекта реставрации. 9 июля 2020 года Национальная комиссия по наследию и архитектуре утвердила проект восстановления вида собора Виолле-ле-Дюка –
«особенно в отношении крыши и шпиля; из дуба в качестве каркаса крыши и свинца для покрытия крыши». 25 марта 2021 года она снова заявила о реставрации крыши с точным следованием проекту Виолле-ле-Дюка для трансепта и шпиля. Для нефа и хора предполагалось восстановление средневековой конструкции.

Проект реставрации был основан на научных исследованиях, которые подкреплялись созданием цифровых моделей. Все работы проводились под научно-техническим контролем государственных служб, ответственных за исторические памятники.

К работам были привлечены компании, восстанавливающие исторические памятники, реставраторы произведений искусства и музыкальных инструментов, архитекторы, кураторы, инженеры и техники, все – специалисты по сохранению наследия. Художественные, архитектурные, градостроительные и ландшафтные работы в соборе и окрестностях проводились по согласованию с назначенным духовенством координатором.

Сроки окончания работ были определены крайне жестко – это обусловило методы реставрации.

Медь. С момента своего создания Виолле-ле-Дюком шпиль Нотр-Дама был предметом нескольких реставрационных вмешательств. Наиболее значительное провели в 1935–1937 годах, когда восстановили упавшие элементы и скульптуры из меди и заменили свинцовые детали. Они были повреждены древесным уксусом, выделяемым дубом.
Флюгер со шпиля до и после реставрации. © MAP и Radio France
Незадолго до пожара проведенная диагностика показала хорошее состояние деревянного каркаса крыши (к сожалению, сгоревшего), но отметила дефекты свинцовых элементов с механическими изменениями или химическими реакциями с другими материалами. Медные статуи, двенадцать апостолов, четыре евангелиста и петух со шпиля находились в разной степени сохранности.
По счастью, 11 апреля 2019 года, за четыре дня до пожара, они были демонтированы и реставрировались в обычном порядке. Статуи полностью разбирали – снимали медные оболочки, восстанавливали арматуру, недостающие или сильно поврежденные элементы заменяли на идентичные.

Дерево. Плотники без границ. Каркас крыши выполнила международная ассоциация Charpentiers sans Frontières (CsF), объединяющая несколько сотен профессионалов по всему миру. Их специализация – восстановление исторических памятников в соответствии с требованиями эпохи создания здания. Заготовка дуба началась сразу же после пожара, чтобы древесина смогла просохнуть к моменту монтажа. Работы были выполнены в соответствии с требованиями исторической реставрации: с использованием традиционных материалов и ручного труда.
© CsF
Камень. Для первоначального анализа блоков XII–XIII веков из обрушившейся арки нефа, находившихся в очень хорошем состоянии, были взяты пробы слишком объемные и зачастую систематические. Желание сохранить камни, хотя и в хорошем состоянии, не реализовалось: эти блоки в итоге не были переустановлены на прежнее место, а помещены на хранение.
Каменный блок после забора проб. © Bruno Phalip
Исследовались изменения под действием огня или эрозии – как химической (из-за различных загрязнений), так и физической (из-за высоких температурных амплитуд и сильных климатических контрастов).

Аргумент реставраторов, выступающих за создание блоков мастерами-камнерезами, будущее которых тогда было бы обеспечено, отвергли из-за жестких сроков окончания работ. Ни один из вновь установленных камней не был обработан вручную, хотя проект предполагал ремесленную практику. Блоки изготавливались методом цифровой резки в обрабатывающей мастерской и иногда корректировались с помощью пневматического молотка.

Аналогичным образом были зачищены все внутренние поверхности (облицовка, опоры), что привело к потере исторических следов резки, краски и шероховатостей поверхностей среза. После этого поверхности тонировали: очищали ополаскиванием деминерализованной водой с нанесением нескольких слоев патины, создавая однородность и делая невидимыми все нюансы эпидермиса камня.

От воды для тушения пожара пострадали в основном районы, ближайшие к сводам, которые особенно долго высыхали. Сажу, микрочастицы и другие природные или внесенные соли удаляли с помощью растворов на основе каолина, который потом следовало дополнительно очищать.

На всех внутренних поверхностях швы были переделаны известковым раствором. Медленно сохнущие тонированные и патинированные растворы известкового молока просушивались электрическими сушилками. Это неоднозначное по своим последствиям решение было принято из-за того, что срок окончания реставрации – декабрь 2024 года – постоянно подтверждался, а естественное высыхание удлинило бы реставрацию.

Цена вопроса

Некоторые наглядные цифры, характеризующие реставрацию собора:

2 тыс. мастеров участвовали в восстановлении Нотр-Дама. Среди них ремесленники по дереву, металлу и камню, строители лесов и кровельщики, мастера по колоколам, витражисты, позолотчики, скульпторы и архитекторы.

340 тыс. доноров. Реставрация собора осуществлена исключительно на частные пожертвования. Среди крупнейших доноров – богатейшие французские семьи: Арно (группа LVMH), Беттанкур-Майерс (L'Oréal), которые вложили по 200 млн евро. Cредний размер индивидуальных пожертвований составлял 236 евро при итоговой сумме 350 млн евро.

846 млн евро – общая собранная сумма пожертвований. Она превышает фактическую стоимость работ. На реконструкцию собора понадобилось 700 млн евро. Таким образом, 146 млн евро пойдут на другие работы в соборе.

Частное мнение

Осуществленную реставрацию собора Нотр-Дам можно, безусловно, считать успешной. Вызывает восхищение этап подготовительных работ, который помимо исключительно проведенной консолидации и расчистки включил тщательное документирование руин.

Однако всегда есть к чему придраться. К примеру, не было сделано биоэкопортрета собора. Ведь здание – это не только камни и бревна, но и живые организмы (и даже животные), которые в нем живут. В этом направлении не предприняли ни одного исследования.

Сами реставрационные работы не всегда соответствовали критериям исторической реставрации, которая является жестким требованием ACMH, CNPA – организаций по сохранению исторических памятников и государственных организаций, следящих за архитектурным наследием. Поиск быстрых решений, соответствующих требованиям объекта и определенным срокам, привел к тому, что и комитеты, и компании-исполнители решили, что проект предназначен не столько для детального восстановления, сколько для методов, связанных с передовыми технологиями. Об этом свидетельствует выбор в отношении резки камня, сделанный с использованием станков, а не ручного труда камнерезов. Цифровые технологии стремительно проникают в сферу реставрации, что противоречит концепции ремесленных профессий, особо ценных для культуры.

При этом следует помнить, что Нотр-Дам не является в полной мере историческим памятником эпохи Средневековья. Его целостность не сохранилась, а вмешательства были настолько серьезными и подвергались критике, что меры, предпринятые при последней реставрации, не могут считаться причиной утраты характеристик памятника. «Диснейленд», устроенный Виолле-ле-Дюком, нанес бóльший ущерб, чем цифровая обработка камней и нивелирование облицовки при машинной очистке от загрязнений.

Францию можно поздравить с новым обретением своего национального символа.
Made on
Tilda