Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с политикой обработки данных

В тени Нотр-Дама: собор и городская среда

План Иль-де-ла-Сите. XVII век. © AN
Во втором из цикла материалов искусствоведа и историка искусства Ольги Певзнер – о том, как строительство Нотр-Дама изменило облик Парижа и повседневную жизнь горожан.
Архитектурная жемчужина, главная церковь парижан и христианских королей, Нотр-Дам построен на острове Сите, планировка которого была полностью изменена Морисом де Сюлли во время строительства собора. Динамичная жизнь города и его стремительное развитие, размещение здесь же королевской власти побудили епископа четко обозначить различные части города, тогда ограниченного Иль-де-ла-Сите: божественное разместилось на востоке, монархическое – на западе, а центр острова (на плане между двух мостов) отдали горожанам.

Новый собор построили с главным входом, обращенным на запад, чтобы облегчить доступ для большого потока верующих, идущих из центральной части острова. С той же целью Морис де Сюлли проложил новую улицу, ведущую к центру собора. Для того времени прогрессивное решение – получилась артерия, стоящая на оси центрального тимпана (треугольного портала) западного фасада собора.
Прямая и широкая (6 метров) улица Нёв-Нотр-Дам выходила на площадь, устроенную перед входом в собор. Инновационность этой планировки для средневекового города в том, что площадь была отделена от собора и оборудована фонтаном, не окружена стенами и не закрыта дверью, как атриумы, строившиеся до того, – площадки перед церковью, бывшие уже ее частью. Теперь площадь со стороной 35 метров, окруженная зданиями Отель-Дьё (больницы) и его часовней, небольшими церквями и узкой сетью улиц, стала пространством перехода от светской оживленности города к тишине святилища. В XVI веке кольцо площади окаймляла небольшая стена, вниз вели несколько ступенек, поскольку уровень площади стал ниже, чем у соседних улиц.
Площадь на гравюре 1699 года: видны небольшая стена и ступеньки, фонтан и справа от него статуя Постника. © AN
В XVIII веке площадь расширили, для чего снесли церковь Сен-Кристоф. До трансформации города, проделанной Османом во второй половине XIX века, площадь перед собором оставалась местом встречи духовенства и верующих, местом для прогулок жителей города, приходящих к фонтану, местом сбора студентов, празднующих окончание университета, но и местом, откуда служащие Отель-Дьё забирали подброшенных новорожденных младенцев.

Хлеба!
Непрерывное движение народа перед собором, близость корпуса каноников, епископского дворца и двух больниц сделали площадь местом, благоприятным для коммерции. Магазины на площади появились очень рано, причем капитул собора, имевший площадь в своей юрисдикции, определял не только то, где будет магазин, но и тип товаров, которые будут продаваться или производиться. Единственным условием, налагаемым на торговцев, было подметать площадь и не загромождать проход к собору.
Площадь до 1748 года. Художник не изобразил статую Постника, удаленную позже. © BNF
На площади перед собором регулярно проводились рынки и ярмарки. По воскресеньям, согласно регламенту, пекари имели право продавать свой «бракованный» хлеб: несвежий, сожженный или объеденный крысами. На ярмарке лука с 8 сентября до конца месяца местные крестьяне продавали вязанками и пучками немыслимое количество белого и красного лука.

Позже к луку добавились цветы, саженцы фруктовых деревьев и просто растения, так что площадь преображалась в цветущий сад, очень разнообразный и благоухающий. Беконом и ветчиной торговали в Чистый четверг; изобилие еды настолько поражало воображение, что оно упоминается в 1649 году в одном из памфлетов против кардинала Мазарини времен Фронды:

На площади, где созерцают

Лицо божественного храма,

Со всех сторон прет ветчина,

[Как будто] ее тут сажали.


Предполагается, что статуя, установленная рядом с фонтаном на площади, была названа парижанами Постником потому, что только она не принимала участия в пиршествах, проходящих на площади, и тысячу лет простояла без еды и питья.

Впоследствии мясники переместились со своими беконом и салом на прилегающие улицы. На них развернулась интенсивная торговая жизнь: на улице Сен-Кристоф расположились пекарь и мастер по серебру, на улице Ликорн работали изготовитель мочалок, горшечник и учитель танцев, на улице Сен-Пьер-о-Бёф изготавливали микстуру от зубной боли, торговец-ювелир сидел на улице Труа-Канетт, специалист по генеалогии, весовщик пшеницы и мастер-гравер были на улице Нёв-Нотр-Дам.

Вина!
Площадь и ее окрестности были знамениты своими тавернами и местами разврата. Франсуа Вийон в XV веке на улице Жювери пил бургундское вино и встречался с проститутками, обитавшими на улице Глатиньи и других, предназначенных указом Людовика Святого к публичным распутствам в 1256 году.
Улица Глатиньи в окрестностях собора. Фото 1853–1870. © MAP
После запрета Франциском I всех борделей в округе «девушки и женщины плохого образа жизни» занимались поисками клиентов в соборе, о чем свидетельствуют судебные процессы, инициированные капитулом в XVII веке. Обвинялись «Рене Бернасдьер, приходившая в три или четыре часа [знакомиться] со своими клиентами на месте» и другие «дочери Нотр-Дама», как их прозвали, которые «устраивали в соборе ссоры и произносили оскорбления, недостойные этого места». Обстановка ухудшалась, сутенеры дрались на шпагах на площади, убитых и тяжело раненных доставляли в Отель-Дьё по соседству.
Улица Мармусе в окрестностях собора. Фото 1853–1870. © MAP
Окрестности собора были опасными уже в Средние века – они служили местом ночных встреч головорезов. В XIII веке студенты Сорбонны (основана в 1215 году) регулярно нападали на горожан. А в 1430 году на улице Мармусе произошла серия убийств, организованных совместно парикмахером и кондитером с целью изготовления и продажи паштетов из человеческой плоти. Опасность и плохая репутация этого места в XIX веке даже вдохновили Эжена Сю на написание романа «Парижские тайны». Это произведение, как предупреждал читателей автор, «изображает варваров (...) за пределами цивилизации, [которые] собираются, чтобы спланировать убийство, воровство, чтобы наконец поделиться добычей».
И зрелищ!
Путаница между различными юрисдикциями в отношении района Нотр-Дам только ухудшала ситуацию. Фактически капитул являлся хозяином площади, монастыря и большей части Нотр-Дама. Другой частью собора и епископским дворцом распоряжался прелат – епископ, а после – архиепископ.

Окрестные улицы находились под юрисдикцией прелата и короля. Капитул очень ревниво относился к контролю за своей территорией и яростно защищал свои права на нее. Однажды в XVII веке представителю архиепископа и комиссару района Шатле грозило самое строгое преследование, когда они попытались установить контроль над продажей ветчины на ярмарке перед собором.

На площади перед собором был установлен символ архиерейского правосудия – зловещие весы, своего рода позорный столб. Смертные казни были редки – всего семь к концу XVI века. Но именно там осужденные должны были публично признавать свои преступления и выплачивать компенсации ущерба. Там же по приговору капитула преступников избивали плетьми и заковывали в кандалы «дочерей Нотр-Дама» по средам и субботам с десяти часов утра до часу дня. Толпа собиралась специально обозревать публичные казни и даже требовала, чтобы королевское правосудие направляло сюда осужденных. Франсуа Равальяк (убийца короля Генриха IV), «король разбойников» Картуш и Робер-Франсуа Дамьен, организовавший покушение на Людовика XV в 1757-м, перед казнью были доставлены сюда. Здесь же предавали огню неугодные книги.

На площади происходили и другие события, менее драматичные, но не менее зрелищные: помимо религиозных и королевских празднеств здесь в Средние века разыгрывались пьесы, изображающие жизнь Христа, мистерии. Представления могли длиться несколько дней. Сюда приводили выкупленных пленников, а 1 января там праздновали День дурака (юродивого) или День невинных: дети – соборные алтарники и каноники – переодевались и вели себя соответственно. Эти узаконенные безобразия были отменены в 1444 году, а празднование Дня дурака запрещено.
Западный фасад. Вид с улицы Нёв-Нотр-Дам. © MAP
1858. Шпиль еще не установлен. 1870. Со шпилем Виолле-ле-Дюка.
Во времена Второй империи барон Осман предпринял модернизацию Парижа, и в частности острова Сите, завершенную в конце 1870-х годов. Дома за площадью до улицы Сите и улицы д’Арколь были разрушены, чтобы освободить место для нового здания больницы – Отель-Дьё. Дом подкидышей и старое здание больницы снесли. Улицы Нёв-Нотр-Дам и Сен-Кристоф исчезли. Площадь значительно увеличилась и превратилась в «огромное битумное зеркало», в четыре раза превышающее нужды соборной площади, если верить оценкам Комиссии по Старому Парижу.
Современность. Фото до 2019-го. Улица Нёв-Нотр-Дам отмечена плитой.
На площади организовали проезжую часть, а в 1960-х годах здесь даже планировали сделать скоростную полосу. В ХХ веке здесь построили только подземную автостоянку. Этому предшествовали раскопки, в результате которых обнаружились находки древнего острова Сите, которые сегодня можно увидеть в археологическом склепе, открытом в 1980 году. Светлой брусчаткой отметили маршруты исторических улиц.
Made on
Tilda