Архивы – источник информации
«Фабрикой» называли ведомство, которое распоряжалось деньгами, предназначенными на строительство и содержание собора, и управляло его имуществом. «Фабричные» архивы являются крайне ценным источником для исследователей и реставраторов. Однако документов, касающихся именно строительства собора в XII, XIII и XIV веках, немного.
«Фабричные» счета ведутся с 1333 года. Много информации сообщают, например, некрологи, которые отслеживали индивидуальные пожертвования в пользу собора, например, пожертвование на ремонт каноника Раймона де Клермона в размере более 1 тыс. ливров в 1260-х годах. Имена благотворителей сохранились на века.
Что кроме финансовых вопросов могут осветить архивные документы?
Например, то, что камни добывались из близлежащих карьеров Шарантон и Сен-Морис, а древесина поступала из лесов, принадлежащих епископу и его капитулу. Провоз строительных материалов по Парижу облагался высокими налогами. Но акты 1119 и 1222 годов предоставляют исключительное освобождение от налога тем, кто водит повозки епископа и его капитула, – транспортировка стройматериалов не облагалась налогом.
На протяжении веков в соборе работали представители многих профессий: каменщики, плотники, столяры, штукатуры, скульпторы, художники, мастера по могильным плитам и граверы, слесари, мастера-стекольщики и витражисты и др. Первым архитектором собора, возможно, являлся каменщик Рикардус цементариус, упомянутый в архивах капитула в 1164 году. Известны имена мастеров-строителей конца XIII – начала XIV века: Жан и Пьер де Шелль, Пьер де Монтрёй, Жан Рави, Жан Ле Бутейлье.
То, что история сохранила на девять сотен лет имена строителей, – факт сам по себе удивительный. С другой стороны, в этом заложено особое, почетное отношение французов к мастерам, к людям ремесленных профессий, которые часто передавали свои умения из поколения в поколение. История страны писалась не только королями и военачальниками, но и мастерами – каменщиками и плотниками.
Архивные материалы служат и чисто практическим целям. Например, сохранился технический чертеж ремонта свода средокрестия в начале XVI века, выполненный, предположительно, Жаном Гитаром, мастером столярных работ собора.
Уже с XVI века осуществлялись обследования собора, где оценивалось его состояние и необходимость реставрации, первое из которых зафиксировано в 1510 году. В 1526 году сделали еще три оценки собора. В результате констатировали, что плиты часовен и приделов находятся в плохом состоянии, высоки риски падения галерей; необходимо заменить одну колокольню и розу. Новый отчет о состоянии в 1567 году показывает, что со времен первого обследования было сделано мало, а для проведения ремонта необходима почти 21 тыс. ливров.