Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с политикой обработки данных

Нотр-Дам: рождение и житие

Нотр-Дам в «Хрониках» Жана Фруассара, 1470–1475. © BNF
Один из больших сюжетов, которыми запомнится уходящий год, – это, безусловно, открытие восстановленного после пожара собора Парижской Богоматери. Для французов его бережная реставрация стала моментом национальной славы и гордости. Для всего остального мира – важным культурным достижением в условиях, когда глобальные события позитивной тональности в большом дефиците. Искусствовед Ольга Певзнер специально для «Ru.Локации» – с циклом публикаций об удивительной истории и не менее примечательной реставрации собора. Первый материал – о столетиях между закладкой здания и нашим временем.
В 1163 году на острове Сите, на фундаменте древнего христианского святилища, епископ Морис де Сюлли заложил первый камень собора Парижской Богоматери. За свою долгую историю Нотр-Дам был свидетелем и участником исторических событий, пережил множество превратностей и катастрофический пожар. Один из символов Франции снова открыл свои двери для посетителей после пятилетней масштабной реставрации.
Рождение

Собор Парижской Богоматери построен на острове Сите, древней колыбели Парижа – «голове и сердце всего города», по определению летописца XII века Ги де Базоша. Место закладки собора было священным со времен Античности: при раскопках там обнаружили остатки храма и святилищ, посвященных римским божествам. В 313 году Миланским эдиктом христианство было признано официально, и с этого момента верующие могли свободно строить храмы. На месте нынешнего Нотр-Дама была построена церковь, посвященная Богородице. Поскольку в Париже, столице Франкского королевства, была учреждена епископская кафедра, появилась группа зданий епископства, состоявшая из нескольких церквей и большой базилики Сент-Этьен.

Ольга Певзнер – искусствовед, историк искусства. Темы исследований включают русское искусство в мировом культурном контексте, анализ экзистенциального начала в художественном творчестве, соотношение модернизма и современного искусства. Последние годы публикуется в журнале «Искусствознание». Многолетний опыт работы в сфере реставрации, реконструкции исторических интерьеров и собирательства коллекций европейского декоративно-прикладного искусства позволил применить на практике теоретические знания историка искусства.

Сент-Этьен, несмотря на свои внушительные размеры, в XII веке уже не соответствовал ни амбициям нового епископа Мориса де Сюлли, ни религиозному настрою парижан, ни интеллектуальному влиянию города на все королевство. Демографический и экономический рост требовал новой, масштабной постройки. Строительство собора стало частью гигантского проекта реконструкции города, которая продлилась несколько столетий. Масштабные работы оставили многочисленные следы в архивах. С этих разнообразных и богатых источников начинается летопись столетий истории Нотр-Дама.
В 1163 году в присутствии папы Александра III был заложен первый камень собора. Он был задуман как система стрельчатых и оживных сводов значительной высоты – 32,5 метра, с четырьмя уровнями, галереями и витражами, которые, пропуская сквозь себя свет, создавали особенную атмосферу; аркбутаны разгружали давление на стены от высоких сводов. Нотр-Дам стал эмблематическим сооружением готической архитектуры.

Нотр-Дам-де-Пари не был первым опытом строительства в новом архитектурном стиле, однако масштабность проекта была невиданной. Нотр-Дам отличался исключительными размерами, не имеющими себе равных до постройки соборов Амьена и Реймса, оставаясь, таким образом, крупнейшим западным религиозным сооружением до середины XIII века. Инициатор строительства – епископ де Сюлли – тратил на него и свои средства: в его некрологе указано, что в 1196 году он завещал 100 ливров на свинцовую крышу собора. Так традиция личных пожертвований была заложена, можно сказать, вместе с первым камнем.

Растянувшееся на столетия строительство проводилось поколениями рабочих, которые сменяли друг друга и действовали под руководством архиереев, каноников и соборного капитула (управляющего).

План собора. © Lusitania and TTaylor
1163–1225: возвели хор и деамбулаторий – обходную галерею вокруг алтарной части храма, наос, боковые нефы; фасад поднялся до высоты королевской галереи; в длину собор составил пять нефов.

1225–1250: строили верхнюю галерею и две башни фасада. Около 1220 года наверху произошел пожар, после которого были сделаны изменения. Новую крышу увенчал шпиль. Был ли пожар причиной или новая мода на пламенеющую готику, но на рубеже 1220–1230-х годов произошла серьезная трансформация верхних частей, роз и трансептов, что позволило дополнительно осветить хор.

Башни западного фасада были построены в конце 1230-х – начале 1240-х годов, и в них разместили колокола. Собор был закончен, но работы по замене оставшихся романских частей продолжались.
Вид острова Сите, гравюра XVII. © BNF
Архивы – источник информации

«Фабрикой» называли ведомство, которое распоряжалось деньгами, предназначенными на строительство и содержание собора, и управляло его имуществом. «Фабричные» архивы являются крайне ценным источником для исследователей и реставраторов. Однако документов, касающихся именно строительства собора в XII, XIII и XIV веках, немного.

«Фабричные» счета ведутся с 1333 года. Много информации сообщают, например, некрологи, которые отслеживали индивидуальные пожертвования в пользу собора, например, пожертвование на ремонт каноника Раймона де Клермона в размере более 1 тыс. ливров в 1260-х годах. Имена благотворителей сохранились на века.

Что кроме финансовых вопросов могут осветить архивные документы?
Например, то, что камни добывались из близлежащих карьеров Шарантон и Сен-Морис, а древесина поступала из лесов, принадлежащих епископу и его капитулу. Провоз строительных материалов по Парижу облагался высокими налогами. Но акты 1119 и 1222 годов предоставляют исключительное освобождение от налога тем, кто водит повозки епископа и его капитула, – транспортировка стройматериалов не облагалась налогом.

На протяжении веков в соборе работали представители многих профессий: каменщики, плотники, столяры, штукатуры, скульпторы, художники, мастера по могильным плитам и граверы, слесари, мастера-стекольщики и витражисты и др. Первым архитектором собора, возможно, являлся каменщик Рикардус цементариус, упомянутый в архивах капитула в 1164 году. Известны имена мастеров-строителей конца XIII – начала XIV века: Жан и Пьер де Шелль, Пьер де Монтрёй, Жан Рави, Жан Ле Бутейлье.

То, что история сохранила на девять сотен лет имена строителей, – факт сам по себе удивительный. С другой стороны, в этом заложено особое, почетное отношение французов к мастерам, к людям ремесленных профессий, которые часто передавали свои умения из поколения в поколение. История страны писалась не только королями и военачальниками, но и мастерами – каменщиками и плотниками.
Архивные материалы служат и чисто практическим целям. Например, сохранился технический чертеж ремонта свода средокрестия в начале XVI века, выполненный, предположительно, Жаном Гитаром, мастером столярных работ собора.

Уже с XVI века осуществлялись обследования собора, где оценивалось его состояние и необходимость реставрации, первое из которых зафиксировано в 1510 году. В 1526 году сделали еще три оценки собора. В результате констатировали, что плиты часовен и приделов находятся в плохом состоянии, высоки риски падения галерей; необходимо заменить одну колокольню и розу. Новый отчет о состоянии в 1567 году показывает, что со времен первого обследования было сделано мало, а для проведения ремонта необходима почти 21 тыс. ливров.
Клятва короля и превратности судьбы. Собор в XVII–XIХ веках
Филипп де Шампань. «Обет Людовика III», 1638 © Musée des Beaux-Arts de Caen
Епископство Парижа было возведено в ранг архиепископства в 1622 году. Собор Парижской Богоматери получил статус королевского и национального. В 1638 году Людовик XIII поклялся посвятить саму Францию Богоматери и пообещал воздвигнуть в соборе новый алтарь.

Такой выходящий из ряда вон поступок случился также по очень неординарному поводу. В конце 1637-го Анна Австрийская в 37 лет наконец забеременела после двадцати с лишним лет бездетного брака. В благодарность за это 10 февраля 1638 года Людовик XIII дал королевский обет. 5 сентября Луи, данный Богом (Louis-Dieudonné), родился, а 60 лет спустя, в 1698 году, уже король Людовик XIV исполнял пожелание своего отца. Чтобы открыть хор и обозревать подданных во время торжеств, было приготовлено несколько новаторских проектов алтарей. Капитул и спонсор проекта навязали консервативный, но установили символ «короля-солнца» над жертвенником.

Между 1708 и 1725 годами хор был отремонтирован. Главный алтарь с барельефом по желанию Людовика XIII дополнили Пьетой. Архиепископ монсеньор де Ноай преобразовал средокрестие (пересечение трансептов), сделав его местом богослужений.

Работы продолжалась на протяжении всего XVIII века: часовни были оснащены решетками, ризница и сокровищница – перестроены, а в нефе средневековые витражи заменили на прозрачные стекла.
Чтобы в полной мере оценить масштабность проекта реставрации Нотр-Дама в XIX веке, нужно понимать, какие превратности собору пришлось пережить до того. Действительно, за свою многовековую историю собор стал объектом многочисленных – и зачастую неудачных – вмешательств.

Великая французская революция передала собор в государственную собственность, как и все религиозные сооружения в стране. Символ Старого режима и католицизма значительно пострадал: часть его сокровищ, бронзовые предметы и памятники, напоминающие о королевской власти, золотая и серебряная утварь, мебель и картины исчезли. Шпиль, который, как считалось, «противоречил равенству», был разрушен. Были сняты и уничтожены статуи библейских царей и пророков на западном фасаде, которых приняли за французских королей. Двадцать одна из них была неожиданно обнаружена в 1977 (!) году.

После закрытия для прихожан Нотр-Дам служил складом государственной мебели и вин до тех пор, пока аббат Грегуар, подписавший Гражданскую конституцию духовенства, не сформировал Католическое общество Нотр-Дам. 11 августа 1795 года Конвент передал ему здание. В тот же день аббат нашел в соборе запас около 1,5 тыс. бутылок вина, стоявших в нефах и проходах. Вино ежедневно разливали в бутылки и отправляли революционным формированиям.

Собор вновь открыли для верующих, несмотря на разбитые стекла и пол, заваленный щебнем, на боковые двери хора, непригодные для использования из-за груд щебня и мусора, скопившихся перед ними. Приход был настолько беден, что не мог купить даже веника и был вынужден снова прибегнуть к пожертвованиям.
Жак-Луи Давид «Императорская коронация Наполеона». Фрагмент. © Музеи Лувра
После возвращения к римско-католическому богослужению в 1802 году Нотр-Дам был наконец реабилитирован Наполеоном, который решил короноваться там как император и праздновать великие победы своего правления. Вскоре стены побелили и обили тканями и гобеленами, вернули люстры. Персье и Фонтен, два архитектора, особо любимых императором, создали в соборе античный декор в римском стиле.

Собору был снова нанесен значительный ущерб во время беспорядков 1830 и 1831 годов: пострадали внутренние помещения и витражи. И хотя в 1830 году назначили генерального инспектора по историческим памятникам, пошли разговоры о возможном сносе здания. В обществе началось осознание важности исторического наследия и восстановления памятников. Эти идеи активно продвигал Проспер Мериме, тогдашний генеральный инспектор исторических памятников.

К счастью, год спустя публикация романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» вызвала широкий общественный резонанс. Вышедший в 1831 году роман пользовался невиданным успехом и вызвал политические дебаты на самые разные темы – от сохранения национального наследия до отмены смертной казни. Именно благодаря писателю собор снова стал жемчужиной национального достояния, идеей, вокруг которой объединились энтузиасты. Общественность была наконец осведомлена о состоянии собора. В 1842 году Гюго подписал петицию о восстановлении Нотр-Дама, подчеркнув его крайнюю бедность. Благодаря писателю в 1844 году начались реставрационные работы.
Виолле-ле-Дюк, или Реставрация навсегда
Проект Лассю / Виолле-ле-Дюка: сакристия в разрезе. 1849. © MAP
В 1842-м была назначена комиссия, составившая отчет о «плачевном и заброшенном состоянии» собора. Комиссии поручили изучить архивные материалы и подготовить реставрацию, программа которой была окончательно утверждена в 1844 году. Возглавили амбициозный проект два архитектора, победители национального конкурса Жан-Батист Лассю и протеже Мериме Эжен Виолле-ле-Дюк.

Оба архитектора были сторонниками концепции реставрации, сформулированной Виолле-ле-Дюком в его «Словаре французской архитектуры XI–XVI веков»: «Восстановить здание — это не значит консервировать его, реставрировать или реконструировать. Это значит привести его к совершенной законченности, к состоянию, которое, возможно, никогда не существовало в реальности». Однако Виолле-ле-Дюк быстро затмил Лассю. Он реконструировал часть сокровищницы и мебель, восстановил шпиль, снесенный в 1792 году, придумал галерею химер на фасаде и заново заказал статуи для порталов и галереи библейских царей и пророков; он построил новую ризницу, установил новое остекление, работал над центральным порталом, настенными росписями боковых приделов и большим органом.

Обновленный собор был оборудован и украшен для крещения императорского принца, которое состоялось в июне 1856 года несмотря на то, что работы продолжались до 1864 года, дня освящения здания в присутствии архиепископа Парижского. Проект реставрации официально завершился 3 января 1865 года: собор вновь обрел «былое» великолепие за сумму, эквивалентную современным 14 млн евро.

Символом реставрации Виолле-ле-Дюка считается шпиль, однако есть еще более эмблематическая деталь. Стрикс – знаменитая химера, сложившая ручки и высовывающая язык на одной из башен. Она была создана в 1849-м и вдохновлена… Квазимодо, знаковым персонажем романа Гюго. Авторитет Виолле-ле-Дюка и поддержка Мериме сделали возможной вольную интерпретацию Средневековья. Виолле-ле-Дюк создавал элементы, только вдохновленные оригинальной моделью собора или своим представлением о нем.
Стрикс в 1870-е годы © MAP
Такой подход породил скептическое отношение и заслуженную критику. Проект Виолле-ле-Дюка подновил средневековое искусство и трактовал готическую архитектуру в романтическом духе, дорогом автору романа о Нотр-Дам-де-Пари. Эта очень личная интерпретация средневековой архитектуры – анахронизм, нанесший ущерб историческому сооружению с 800-летней на тот момент историей. И несмотря на то, что в 1862 году собор вошел в список исторических памятников, внесенных Проспером Мериме под защиту как национальное наследие, менее чем через 10 лет принципы и метод Виолле-ле-Дюка были официально поставлены под сомнение, а его проекты реставрации стали синонимом безвкусицы и неподлинности.
Имитация средневековых росписей в исполнении Виолле-ле-Дюка. (Опубликованы отдельной книгой в 1870-м) © BNF
Обустройство окрестностей Нотр-Дама, которым в 1860-е занимался барон Осман, замедлило реализацию проекта. Усилия были направлены в основном на модернизацию оборудования: электрификацию органа или установку отопления в 1889 году.

Нотр-Дам немного пострадал во время войны 1870 года и Парижской коммуны 1871 года, но, в отличие от многих других французских соборов, избежал трагических разрушений двух мировых войн. Однако пагубное воздействие оказывали износ конструкций и стремительное загрязнение камней с того момента, когда автомобили наводнили город и пористый известняк стал набирать копоть в геометрической прогрессии.

В 1935 году архиепископ Парижский кардинал Вердье решил заменить установленные Виолле-ле-Дюком прозрачные стекла верхних окон здания. Он пригласил 12 художников, в том числе Жака Ле Шевалье. Готовые витражи были выставлены в соборе, затем в здании Ватикана, а в 1938 году установлены, но с началом войны демонтированы и возвращены авторам. Жак Ле Шевалье снова работал в соборе в 1961–1966 годах: он создал комплекс цветного остекления для всех высоких окон нефа, западной стены трансепта и галерей.

Для облегчения движения людей внутренняя планировка несколько раз переделывалась. Большой орган XV века, в котором сохранились некоторые средневековые меха и которому посчастливилось пережить все потрясения, претерпел две масштабные реставрации: в 1990–1992 и 2013–2014 годах. Вмешательства стали необходимыми из-за высокой посещаемости туристов и загрязнений, пыли и влажности. В 2000 году завершилась масштабная очистка западного фасада, продолжавшаяся более десяти лет. По случаю 850-летия собора в 2013 году был установлен комплект из восьми новых колоколов для северной башни и главного колокола для южной. С тех пор собор вновь обрел тот же голос, что слышал Париж в конце XVIII века.
Made on
Tilda