Восстановленные интерьеры главного собора Парижа и Франции – практически такие же, какими они были до сильнейшего пожара в апреле 2019 года. «Практически» – потому что стены и своды очистили не только от следов пожара, но и оседавшей на них столетиями копоти. Темно-серый и довольно мрачный прежде интерьер стал намного светлее и заиграл свойственными известняку, из которого построено здание, красками – кремовой и бежевой. «Кажется, будто бы собор только что построили, – поделился впечатлениями с Bloomberg после осмотра реконструированного здания Анри Шале, главный дирижер хора Нотр-Дама. – Я и не представлял, что стены могут быть такого цвета. Когда наш общий дом откроется, он будет еще прекраснее, чем прежде».
Трепетная тщательность, с которой реставраторы подошли к задаче, поражает. Уцелевший в огне, но залитый водой большой орган, «голос» собора Парижской Богоматери с 1733 года, целиком перевезли на юг Франции, где мастера просушили его, отчистили его от пыли и полностью заменили 18 мехов. Для этого были использованы те же материалы, что и столетия назад, – овечья кожа и животный клей.
Шедевру готической архитектуры, расположенному в восточной части острова Сите, географическом – и символическом – сердце Парижа, да и, возможно, всей Франции, более восьми столетий. Первый камень Нотр-Дам-де-Пари был заложен в 1163 году в присутствии папы Александра III. На протяжении веков собор постоянно перестраивался, менялись интерьер и экстерьер. Поэтому воспринимать его как «капсулу времени», дошедшую до нас в неизменном виде прямиком из Средневековья, неверно. После Французской революции собор находился в таком плачевном виде, что звучали предложения снести его. От разрушения Нотр-Дам спасла популярность одноименного романа Виктора Гюго, увидевшего свет в 1831 году. Этот момент славы собора способствовал началу масштабных восстановительных работ, которыми руководил Виолле-ле-Дюк, один из топовых архитекторов и реставраторов той эпохи.