Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с политикой обработки данных
05 февраля 2025

Илья Чуркин: «Мы любим работать с идентичностью места»

Одним из гостей подкаста Ru.Локации «Модель для сборки» стал Илья Чуркин, ведущий архитектор проектного отдела института развития «ДОМ.РФ». Он рассказал о переосмыслении эстетики деревянных бараков Биробиджана и ненецких чумов, пояснил, что такое хороший мастер-план развития города и зачем архитекторам штудировать исторические документы в библиотеках. Запись этого эпизода доступна здесь, мы же знакомим читателей с самыми яркими цитатами.
Про суть работы

Проектный отдел в «ДОМ.РФ» – аналог архитектурной студии, который занимается главным образом разработкой мастер-планов городов. У нас есть аналитики, дизайнеры, архитекторы, специалисты экономического и транспортного блока. Лично я создаю концепцию пространственного развития в рамках мастер-плана.

Мы подходим к проекту комплексно – не только планируем, как будет выглядеть новый вокзал, но и концентрируемся на том, как он будет функционировать, нужно ли проложить к нему велодорожки для более удобного доступа, добавить новые пешеходные связи, растянуть зону благоустройства, создать единый зеленый каркас.

Про культурный багаж в проектах «ДОМ.РФ»

Одна из наших сильных сторон в том, что мы любим работать с городской идентичностью. Это проявилось при подготовке мастер-планов Биробиджана, Таганрога, Нарьян-Мара, Апатитов, других городов. Они отличаются друг от друга не только по климатическим, но и культурным особенностям, которые мы обязательно стремимся учитывать.

Для того чтобы узнать о традиционных элементах, мы работаем в библиотеках и краеведческих музеях, изучаем старинные фотографии, а потом решаем, как вплести эти характерные паттерны в дизайн-код.

Так было, например, при работе над проектом парка в Майкопе. Там в шрифте отражены особенности адыгейского языка. А крыши павильонов современной формы, но выполнены из камыша, что отсылает к первым постройкам города.

Про слагаемые идентичности места

Первое – указание на местоположение, чтобы по характерному шрифту или цвету на различных указателях, информационных источниках сразу было понятно, какой это город. Например, в Биробиджане этот цвет синий.

Второе – использование региональной исторической специфики. Так, в Дербенте историческая застройка каменная, а крыши у домов плоские. Когда в новой застройке используется тот же принцип, легко видна преемственность.
Третье – наличие исторической справки об интересных объектах в навигационных инструментах.

Про то, как развитие территорий влияет на экономический рост

Я недавно был в Дербенте. Там есть и небольшие победы, и крупные интересные проекты благоустройства, которые были реализованы на базе мастер-плана. У города появился дизайн-код, Дербент начинает изменяться. Центр выглядит очень хорошо, там начал развиваться туризм, а это улучшает экономику города. Растет качество сервиса, появляются новые рестораны, объекты сферы услуг.

Made on
Tilda