Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с политикой обработки данных
ОК
27 сентября 2025

Зачем селу креатив

Термин «агрокреаномика» звучит пока что чересчур креативно для такой консервативной отрасли, как АПК. Но скоро креатива в сельском хозяйстве станет больше. Например, «просто» трактористы уже не в тренде. А будущее села формирует фэшн-съемка.
Автор: Екатерина Матросова
Пленарная сессия, «Российская креативная неделя», 2025. Национальный центр «Россия».
Пленарная сессия по теме «Агрокреаномика. Перезагрузка сельских территорий и агропредприятий инструментами креативных индустрий» отличилась нетривиальным выбором спикеров: социолог, топ-менеджер в сфере брендинга, недавно назначенный замминистра экономического развития Республики Алтай, директор департамента коммуникаций Россельхозбанка, главный редактор глянцевого журнала, руководитель PR-компании. И два практика: уральский агропредприниматель Мария Ратт и соосновательница «Ru.Локации» Наталья Воронкова, представившая экономически успешные примеры перезагрузки сельских территорий (в том числе этнохутор Старозолотовский).
Исследование ВЦИОМ о привлечении молодежи в сельскую местность, презентованное на пленарной сессии РКН об агрокреаномике.
Социолог Константин Абрамов, гендиректор Фонда содействия изучению общественного мнения, и специалист по брендингу Алексей Андреев, вице-президент Ассоциации брендинговых компаний России, рассказали о стереотипах, с которыми связана жизнь в сельской местности, и о том, что для удачного запуска креативного «сельхозпродукта» надо уметь уходить от этих стереотипов или встраивать их в совсем другую эстетику. А вот молодое поколение, наоборот, предлагало со стереотипами играть, активно их используя.
Съемка для журнала «Огород», сентябрь 2025. Сахалин. Фото: Андрей Кирсанов. Стиль: Эльмира Тулебаева. Модель Dulsi. Фото взято из телеграм-канала журнала «Огород» (https://t.me/ogorodpress).
Например, издатель журнала «Москвичка» и главный редактор журнала «Огород» Дарья Решке уверена, что сельская жизнь в тренде, сейчас это модно (и для фэшн-съемок, и для корпоративов). Идет сближение городских трендсеттеров и села – молодые актуальные бренды все чаще устраивают фотосеты на природе, тем самым показывая деревенскую картинку по-новому, эстетически привлекательно, как бы формируя реальность, в которой хочется жить самим и которую хочется оставить детям. «Жизнь на селе – не про алкоголь и бездействие, а про созидательное, про симбиоз городской и сельской жизни».

Уральский предприниматель Мария Ратт, создатель бренда «Эликсиры Урала: Секреты Марии Ратт» претендует на премию «Женщина в агробизнесе» (это проект ИД «Комсомольская правда» в партнерстве с Россельхозбанком, итоги станут известны в октябре). На сессии Мария рассказала, что, по ее мнению, креативность в АПК – это активное участие самого «туриста» в мини-производстве продукта. Это традиция, но упакованная в новую форму. Например, сейчас нужен не просто тракторист, а «экогид», рассказывающий про растения. Не просто технолог, а человек, который проводит мастер-классы.

«Для молодежи важно быть не просто туристом, а создателем и созидателем. Такие проекты, как мой (линейка травяных чаев и эликсиров для здоровья. – Прим. ред.), четко показывают, как из маленького предприятия может развиться большая идея».

Идея Марии заключается в том, чтобы постепенно восстановить краснокнижные растения. Этот проект пока ожидает инвестиций.

Наталья Воронкова, «Ru.Локация». Выступление на пленарной сессии «Российской креативной недели», Москва, 2025.
Конкретный пример того, как стереотипы и традиции можно трансформировать на пользу региону, привела Наталья Воронкова. Когда-то ее партнеру по «Ru.Локации» Ирине Узденовой с мужем, искавшим себе дачный дом, донские казачки не хотели продавать свои участки. Но все изменилось, когда поняли, что историю места сохранят. Причем получилось не просто сохранить наследие, а возродить ушедшее – к наглядной «хуторской» истории донского казачества прибавился новый региональный специалитет. На хуторе возродили автохтонный сорт винограда «красностоп», когда-то появившийся именно в этих местах. Постепенно вокруг Старозолотовского стали возникать другие места отдыха, глэмпинги, а туристический бизнес в Ростовской области стал естественным образом масштабироваться.

Не обошли на пленарной сессии вниманием и профобучение. У Россельхозбанка уже 5 лет действует образовательный проект «Школа фермера» – трехмесячный курс повышения квалификации (катализатором для проекта стала пандемия COVID-19). Школа адаптируется к каждому региону, в котором действует. Если раньше в тренде были сыроделы и пчеловоды, то в последние годы фермерство почти вытеснил агротуризм. Экогиды-трактористы пока остались за рамками кадрового переобучения, но явно это один из осязаемых примеров развивающейся агрокреаномики. Другие примеры взаимодействия агропромышленного комплекса и креативных индустрий привела Алина Облыгина, руководитель коммуникационного агентства Promote Abroad: один из крупнейших российских производителей круп стал спонсором прошедшей недавно в Москве ярмарки современного искусства Cosmoscow, а на 8–12 октября запланирован первый всероссийский агродиктант.

Made on
Tilda