Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с политикой обработки данных
ОК
Error get alias

Татьяна Черняева: «Наследие необходимо развивать через его сохранение»

На фото: Руководитель столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов и председатель Российской ассоциации реставраторов Татьяна Черняева на открытии выставки.
Фото: предоставлено пресс-службой выставки «ПРОреставрацию»

За 4 года главная выставка специалистов в области сохранения культурного наследия «ПРОреставрацию» сильно масштабировалась. О топ-вопросах сообщества Ru.Локация поговорила с Татьяной Черняевой, председателем Российской ассоциации реставраторов, одним из организаторов выставки.
Тема, как лучше сохранять наше архитектурное наследие – реставрируя/консервируя или развивая, красной нитью проходит через дискуссии всех 4х выставок. Какую позицию в данном вопросе занимаете Вы?

Т.Ч.: Мне близка позиция Донована Рипкемы, эксперта по экономике культурного наследия, о том, что сохранение и развитие не могут быть противопоставлены друг другу, когда речь идет о культурном наследии. Развитие не должно идти в ущерб задачам сохранения, а сохранение не должно быть исключительно социальной миссией.

Наследие необходимо развивать через его сохранение. Но жители смотрят на это по-разному. Несколько лет назад я с коллегами шла по ВДНХ в Москве, а за нами шла бабушка и разговаривала с внучкой: «Какой же у нас красивый город! Как все шикарно! А вот недавно была в Питере и там … одна старина, все такое «законсервированное»…». Это один взгляд.

А Санкт-Петербург - другой. Неслучайно, его все любят за то, что это город-музей, где всё гармонично. Как оказалось, многие мои коллеги – архитекторы и реставраторы – выросли в историческом центре, и Петербург в значительной степени повлиял на их профессиональное становление.
И все же тогда реставрация и сохранение – это прерогатива государства или ответственность граждан, если конкретно – жителей дома, если дом исторический или вообще признан ОКН?

Т.Ч.: Если мы говорим о многоквартирных домах, даже если это объект культурного наследия, то его жителям важно, чтобы в доме была ванная, было отопление, не было протечек, не рушился потолок. Это вопрос не только к местным властям, к фонду капитального ремонта, но и к самим жильцам: жить в историческом доме – это определенная прерогатива и ответственность. Если вы собственник жилья в доме-памятнике, необходимо осознавать, что придется участвовать в его сохранении. Иначе в какой-то момент дом просто будет признан аварийным, и его все равно расселят. Только государственными средствами мы наследие не сохраним.

В некоторых странах Европы вопрос сохранения исторических зданий в центре города давно решен – там остались в основном административные кварталы с бизнес-центрами.
Раньше с наследием было как-то понятнее, сохранялось дореволюционное. Сейчас все чаще появляются новые объекты – в том числе и пресловутые хрущевки …

Т.Ч.: Я недавно была в Монголии – там кварталы советских хрущевок признали наследием. Учитывая, что исторически монголы всегда вели кочевой образ жизни, у них культурное наследие в основном движимое, очень мало архитектурного. Улан-Батор – это город современной застройки. Поэтому кварталы советских хрущевок для них сейчас – это наследие.

Надо ли сносить хрущевки? В каждом случае это индивидуально. Если вместо них возведут высотки, которые закроют вид на исторический центр, то пусть лучше останутся пятиэтажные «хрущевки».

Другой пример – город Тихвин Ленинградской области, где современный город в советское время строился за границами исторического деревянного города, а не внутри него. Поэтому вопрос судьбы «хрущевок» там не возникает.
Статуса ОКН уже дождались некоторые сооружения советской эпохи. Среди них – ленинградский ТЮЗ (1957-1962 г.г., Пионерская пл.), московский дом Управления пароходства канала Москва–Волга (1950 г.г., Ленинградский проспект). В Калининграде перед Чемпионатом мира по футболу часть четырехэтажных хрущевок (Ленинский пр.) была реконструирована в ганзейском стиле. Там же есть вариант декорирования старых пятиэтажек клинкерным кирпичом (это отсылает к домам, построенным в Кёнигсберге в 1920-30-х г.г. (пр. Мира и Театральная пл.).
В этом году выставка «ПРОреставрацию» проходит в четвертый раз. Чего удалось достичь?

Т.Ч.: Нам удалось собрать все ведущие реставрационные институты и центры, крупные реставрационные компании, занимающиеся как сохранением архитектурного наследия, так и музейной реставрацией; профильные образовательные учреждения; производителей и поставщиков реставрационных материалов и оборудования. Здесь сегодня представлены все звенья реставрационного процесса.

Расширяется тематика соревнований молодых специалистов. В этом году, например, по инициативе двух экспонентов выставки состязания для студентов также проходят на их стендах. На стенде Центра Грабаря – по реставрации графики. А на стенде Научно-производственной компании «Коломенские краски» – по подбору цвета для реставрации фасада здания.
Какая новая болевая точка была обнаружена в процессе развития выставки?

Т.Ч.: Я бы сказала, не столько боль, сколько гордость. Нам уже мало места! В этом году участвуют не только большинство из тех, кто выставлялся раньше, но присоединяются новые экспоненты - учебные заведения, компании-производители, реставрационные компании. Уже бронируют места на следующий год!
Какой процент «возвращенцев»?

Т.Ч.: Основной костяк остается неизменным. На первой «ПРОреставрации» была еще зона девелоперов, но они поняли, что это не их формат участия и остались только в деловой программе.
Что дает поставщикам участие в выставке?

Производителям реставрационных материалов, которые заинтересованы в новых покупателях, эта площадка безусловно дает приток клиентов, иногда сразу, иногда через какое-то время.

Это возможность познакомиться со своими потребителями – проектировщиками, студентами, которые только знакомятся с материалами и узнают об их плюсах и возможностях использования. Поэтому многие компании-производители борются за право быть спонсорами наших студенческих соревнований, проходящих в рамках выставки.

Но главное, что они становятся частью реставрационного сообщества, которое достаточно консервативно.
Общие тенденции импортозамещения материалов и оборудования какие?

Т.Ч.: До полного импортозамещения нам еще далеко, процесс медленный, но он идет.

Институт ГОСНИИР в этом направлении ведет большую работу. В этом году им поручено проведение круглого стола, посвященного главной теме выставки – импортозамещению.

В музейной реставрации - многое решается благодаря творчеству и находчивости реставраторов.

Более благоприятная ситуация у производителей реставрационных смесей, которые изначально использовали российские компоненты.

Основной нюанс в том, что апробирование любых материалов идет не один, не два года! Надо, чтобы новый материал себя зарекомендовал, чтобы профессиональное сообщество допустило его применение на определенных объектах. На этот процесс иногда может потребоваться и десятилетие.
Последний день работы выставки – воскресенье – можно сказать посвящен волонтерам реставрации. Как взаимодействуют профессионалы с активистами-любителями? Зачем это «ПРОреставрации»?

Т.Ч.: Многие члены Российской ассоциации реставраторов (производители материалов, реставрационные компании) помогают в развитии волонтерской деятельности – обучают, предоставляют материалы, выезжают с нами на объекты, поддерживают инициативы. Если раньше волонтерское движение разделяли единицы, то благодаря нашей выставке эти две стороны находят друг друга. Возникает интерес и помощь: а давайте мы вам каски сделаем, транспорт предоставим, краски и смывки дадим. Поддерживают волонтеров искренне и зачастую без рекламы. Так развивается социальное партнерство.

Т.Ч.: Каждый год мы завершаем выставку круглым столом с участием ведущих волонтерских движений. Приглашаем самые активные организации рассказать о себе, вдохновить друг друга на этот бескорыстный подвиг. В свое время самарский фестиваль «Том Сойер Фест» вдохновил многих своей волонтерской волной внимания к историческим зданиям, привили моду на сохранение наследия. И теперь модно жить в историческом доме, открыть в нем магазинчик или кафе. А в этом году «Том Сойер Фест» впервые прошел в Москве. Знаково, что его возглавили редакторы профильного издания – главного журнала АУИПИК «Охраняется государством» Константин Михайлов и Евгения Твардовская.


Выставка «ПРОреставрацию» проходит с 4 по 7 декабря 2025 года, Москва, Пятницкая ул.71/5 с.1.
Made on
Tilda