Изучившему ваш сайт и соцсети читателю очевидно: проект «Лаборатория промыслов» — про обновленное восприятие культурного наследия, его насыщение современными смыслами. Но дальше этот внимательный читатель может оказаться озадачен как широтой ваших интересов — от башкирской яшмы до художественного литья, так и масштабом задач — от формирования у молодежи интереса к народным промыслам до выработки новой философии ремесел в России. Как бы вы сами определили, что такое «Лаборатория промыслов»?
— Все очень просто. В ДНК любого «большого» коммерческого фэшн-бренда, будь то Gucci, Prada, Dolce & Gabbana, вшита концепция образа жизни, lifestyle. Это про то, как бренд позиционирует свое видение мира, отношение к нему. Вот и мы в «Лаборатории промыслов» тоже транслируем идею о вполне конкретном образе жизни, предлагая вернуться к истокам, традиционным промыслам, которые лежат в основе народного искусства. Раньше это были вполне утилитарные предметы, с помощью которых люди стремились украсить свою жизнь, не задумываясь об их глубинных смыслах. Формулируемый нами стиль жизни — традиционный, наполненный определенными смыслами, а составляют его вполне конкретные материалы и рисунки. Вот об этом мы и рассказываем.
В России предприятий народно-художественных промыслов федерального уровня — 85, и еще несколько сотен — регионального и областного. Вы правильно подметили, что они вроде бы не рифмуются в одном пространстве, иногда противоречат друг другу и соперничают между собой. Поэтому наша задача — рассказать о них с новой стороны, вернуть им их прежний утилитарный смысл, показать, что они могут быть использованы «в цифре» — в мультфильмах, принтах и раппортах.
Для этого мы оцифровываем промыслы в каталогах. Пока мы сделали это лишь с 16 народными промыслами из 8 десятков федеральных. И это уже 10 тыс. картинок. Наша задача — научить дизайнеров вместе с нами заходить в эти каталоги, креативить, придумывать новые объекты и генерировать смыслы на основе этой ДНК.