Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с политикой обработки данных

«Промтуризм — база для создания комфортной городской среды»

Доменные печи XIX века в Нижнем Тагиле. Фото: Wikimedia

Сергей Рыжов
Генеральный директор Агентства бизнес туризма MICE Market, Инициатор проекта ПромТуризм РФ
В России стремительно развивается промышленный туризм — организация экскурсий и туров на производственные объекты. Воспользоваться ростом интереса к этому сегменту могут не только индустриальные гиганты, но и малые предприятия, убежден основатель агентства бизнес-туризма MICE Market, общественный представитель Агентства стратегических инициатив Сергей Рыжов.
Когда слышишь словосочетание «промышленный туризм», в голове сразу возникает картинка огромных сталелитейных или горно-обогатительных гигантов, флагманов промышленных флагманов. Но, как следует из вашего выступления на организованном «Ru.Локацией» форуме «ProСтранствия», место в этой нише есть не только для больших, но и малых — ремесленных предприятий, мастерских народных промыслов, да и прост отдельных энтузиастов, занятых сохранением культурно-исторического наследия.

— Совершенно верно, и таких примеров с каждым годом все больше. Промышленный туризм — новый вид коммуникаций современного предприятия с покупателями, потенциальными сотрудниками, поставщиками, партнерами. Лично меня очень вдохновляют истории, когда малый и средний бизнес, предприниматели, действующие в русле устойчивого развития, не просто создают свое дело с нуля, но и могут рассказать о нем аудитории посредством экскурсий на производство. Открытость становится трендом. Потребителю важно понимать, что он приобретает, своими глазами проследить за процессом создания продукта, убедиться, что он рождается наиболее натуральным и экологически чистым способом. В этом случае сработает схема: «Пришел, увидел, остался доволен, купил». Результаты нашего опроса показывают, что посетители сразу после осмотра предприятия и дегустации его продукции совершают покупки в среднем на 2−5 тысяч рублей. Если группа состоит из 20−30 человек, то эта дополнительная выгода для малого предприятия весьма ощутима.
Можете привести конкретные примеры?

— Одна из таких впечатливших меня историй — ребята из Кургана, которые делают краны и задвижки. У них потрясающий предпринимательский подход, который вызывает глубокое уважение, они охотно знакомят со своим производством всех желающих. Формат экскурсий помогает предприятию формировать постоянный информационный поток, продвигать себя, получать обратную связь от клиентов.
«В 2023 году в России было около 1,5 млн промышленных туристов. По итогам 2024-го предприятия по всей стране примут около 2 млн экскурсантов. В программе промышленного туризма сейчас участвует более 1 тыс. фабрик и заводов, причем свыше 50% подключились к ней в последние два-три года. Это не только крупные компании вроде „Норникеля“ или ОМК, но и предприятия малого бизнеса, в том числе развивающие традиционные промыслы»
Сергей Рыжов
— В Санкт-Петербурге мы были у производителей оборудования для рафтинга. Это настоящая стартаперская эстетика — производство чуть ли не в гараже, в котором при этом очень чисто и красиво. Ребята увлечены спортом, очень гордятся тем, что на отдыхе даже президент страны сплавлялся на их рафтах.

Масса таких историй — в пищевой промышленности. К слову, производства, выпускающие продукты питания, напитки и предметы быта, а также сложные «зрелищные» объекты вроде ГЭС, металлургических предприятий, шахт и автозаводов, — самые популярные у промышленных туристов. Например, сыроварня «Борисовский сыр» в Белгородской области. Ремесленные сыры из коровьего и козьего молока созревают в меловых погребах местного монастыря. Команда проводит экскурсии и мастер-классы на производстве.

Невероятно интересный проект развивается в Оренбуржье. Там целая семья занимается сохранением и развитием пуховязального промысла. Причем это производство полного цикла — от выращивания коз на ферме до готового платка. Познакомиться с секретами ремесла, которые передаются в семье из одного поколения в другое, можно во время экскурсий на семейное предприятие. Когда предприниматели радушно встречают гостей, сами проводят экскурсии, с любовью рассказывают и показывают, что и как они делают, — это дорого стоит. Особенно радует то, что у этой семьи большие планы на развитие, расширение линейки выпускаемой продукции. Хорошо от этого всем — не только гостям, но и местным жителям, региональной экономике. Такие проекты не только позволяют сохранить традиционный промысел, но и обладают заметным социально-экономическим эффектом, выражающимся в том числе в появлении новых рабочих мест.
Завод имени Лихачёва. Прессово-сварочный корпус. Фото: Wikimedia
При этом очевидно, что по масштабу трансформации малым предприятиям не под силу состязаться с индустриальными лидерами: присутствие в городе гиганта промышленности часто способствует развитию городской среды.

— Это так, и один из самых наглядных примеров — Выкса в Нижегородской области, город присутствия Объединенной металлургической компании. Обратите внимание: проект, который начинался с промышленного туризма на градообразующее предприятие, обладает ярко выраженным потенциалом реновации всей городской среды. В Выксе появляются новые точки притяжения, строят гостиницы, восстанавливают объекты культурного наследия, в том числе историческую водонапорную башню инженера Владимира Шухова, прообраз столичной Шаболовской башни, реализуют большой социокультурный проект — индустриально-туристический «Шухов парк». Промышленный туризм по сути становится базой для создания комфортной городской среды, запуска новых проектов, которые улучшают жизнь и местного населения, и гостей города.

По похожим причинам и благодаря существенному вкладу градообразующего предприятия, «Норникеля», меняется городская среда Норильска. Там готовятся открыть современный визит-центр, откуда можно отправиться в том числе на экскурсии по предприятию. Большой проект комплексного городского развития «Притяжение», инициатором и ключевым инвестором которого стал Магнитогорский металлургический комбинат, реализуют в Магнитогорске. Очень любопытны культурные инициативы Чеховского завода энергетического машиностроения, который по основному роду занятий выпускает арматуру для АЭС и при этом организует в цехах экспериментальный фестиваль с необычными арт-инсталляциями, театральными перформансами и мультимедийным шоу.
55% россиян хотели бы побывать с экскурсией на каком-либо промышленном предприятии. Наиболее привлекательные объекты промышленного туризма — машиностроительные производства и предприятия пищевой промышленности (27% и 24% соответственно)
Источник: Опрос ВЦИОМ, сентябрь 2024 года
Помимо инфраструктурных улучшений и повышения качества городской среды чем еще для регионов полезны программы промышленного туризма?

— Таких благотворных факторов много, вот лишь некоторые. Во-первых, профориентация школьников, которые понимают, что производство — это интересно и перспективно. Во-вторых, удержание населения и привлечение новых кадров. В-третьих, формирование привлекательной инвестиционной среды: практически в каждом регионе есть свои особые экономические зоны и технопарки, предлагающие разнообразные инвестпрограммы. Экскурсии помогут найти и заинтересовать потенциальных инвесторов. В-четвертых, обмен опытом между предприятиями. Несмотря на разницу между конечными продуктами, процессы у многих производств совпадают. «Походы» друг к другу в гости способствуют формированию профессионального комьюнити в регионе.

Ну и, конечно, возрождение и популяризация региональных брендов. В качестве примера приведу один из старейших пивоваренных заводов России — Жигулевский. Ранее знаковое предприятие не только для Самары, но и всей страны было закрыто для экскурсий. Запуск программы промышленного туризма способствовал повышению лояльности клиентов.
Made on
Tilda