Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с политикой обработки данных

«Сани – история невероятной красоты и глубины»

Нарты из Салехарда. Этот экспонат коллекции Алексея Калмыкова – подарок губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.
Фото: пресс-служба «Сада-дендрария и дома-музея Ракицкого в Тарусе»
Александра Яковлева
«Ой, как худо жить Марусе в городе Тарусе! Петухи одни да гуси, Господи Исусе!» – описывал страдания лишенной развлечений юной тарусянки Николай Заболоцкий в своем стихотворении «Городок». Современный культурный ландшафт города не в пример богаче, во многом благодаря творческому наследию самого Заболоцкого и других «тарусских дачников и пленников». О слагаемых особого артистического вайба самого литературного города России и собранной там энтузиастом-любителем удивительной коллекции саней Ru.Локации рассказала ее куратор Александра Яковлева.
Нынешней бесснежной зимой разговор о санях, их коллекции и фестивале представляется довольно экзотическим. Но безотносительно к явлениям природы это знаковое событие на культурной карте Тарусы. Можете рассказать, как все начиналось?

— Фестиваль саней – результат живого интереса к сохранению древней транспортной культуры известного в Тарусе энтузиаста Алексея Калмыкова. Он уже давно занимается коллекционированием и восстановлением саней, делает это настолько увлеченно, что собрал коллекцию из нескольких сотен экспонатов. Она так велика, что выставить ее целиком на одной площадке не получается – пока нет подходящего помещения. Как и единого места хранения всех экспонатов между фестивалями. Хранение распределенное: на чердаках, в гаражах и сараях у друзей, знакомых и родственников, благо их у Алексея Сергеевича много.

Только больших саней, под лошадь, в коллекции около ста. Кроме того, в коллекции сотни детских саней, декоративные и кукольные санки, в несколько сантиметров. По некоторым оценкам, это одна из крупнейших коллекций саней в России.
Очевидный следующий шаг – сделать музей саней и собрать все экспонаты вместе.

— Это наша глобальная цель, и мы к ней постепенно идем, тем более что музея, посвященного только саням, насколько я знаю, нет. В разных музеях встречаются отдельные экспонаты, есть экспозиции, где саней много. Но масштаб, собранный Алексеем Сергеевичем в Тарусе, поражает. А ведь сани существуют на протяжении тысячелетий. Это часть великой транспортной культуры человечества, потерянной и забытой с тех пор, как люди пересели на машины. И это невероятной красоты и глубины история: большинство саней – результат ручной работы.

Возвращаясь к коллекции и фестивалю. Новогодние каникулы, когда в Тарусу приезжает много туристов, – удачное время, чтобы показать им сани и рассказать про них. Поэтому мы договариваемся с разными локациями в городе, которые интегрируют сани, больше и маленькие, в свою программу. Например, перед кафе могут выставить нарядные большие сани под лошадь, а внутри разместить кукольные санки как элемент декора. Экспонаты из коллекции демонстрируют и тарусские музеи. И таких точек в городе с каждым годом становится все больше. Когда гуляешь по городу, всюду видишь сани и узнаешь, что все они – части большой коллекции одного человека, собранной здесь, в Тарусе. Среди разных локаций всегда есть флагманская. Там мы проводим бесплатные экскурсии для всех желающих. Вот это и есть фестиваль саней.
Фестиваль старинных саней в Тарусе. Некоторые сани специально оставляют без реставрации,
чтобы посетители поняли: восстановление экспонатов – очень кропотливая и тонкая работа.
Фото: пресс-служба «Сада-дендрария и дома-музея Ракицкого в Тарусе»
И интерес к нему год от года растет, если я верно вас понял?

— Именно так. В первый год проведения фестиваля нам удалось показать масштаб и объем коллекции, заинтересовать, привлечь внимание. Сейчас многие гости едут в Тарусу целенаправленно. Потому что прочитали заметку про него, увидели сюжет по телевизору. Некоторые гости рассказывают, что специально ждали зимы и ехали в Тарусу как раз на фестиваль.

Отдельная категория – люди, которые побывали у нас в прошлом или позапрошлом годах и приезжают снова, привозят друзей и знакомых, рекомендуют нас. Это очень приятно. Такой эффект сарафанного радио, как мне кажется, – самое дорогое. Это значит, что людям у нас действительно понравилось.

Я знаю, что в коллекции есть удивительные экспонаты. Например, санки из блокадного Ленинграда, на которых их владелица возила дрова и воду и в том числе благодаря этому выжила. Есть сани, привезенные из Узбекистана. Или санки с чемпионата Европы по скелетону в 60-е годы прошлого века, подаренные Алексею Калмыкову участником этих соревнований. Лично вам какой экспонат кажется самым интересным?

— Мы считаем, что каждый экспонат коллекции примечательный, у каждого – своя история. Некоторые гости, побывав у нас, дарят сани, которые хранятся у них годами, и иногда непонятно, что с ними делать. Например, этой зимой к нам на экскурсию пришла семейная пара. Познакомившись с коллекцией, они съездили домой и через несколько часов привезли нам плетеные санки для малышей, которым около ста лет. Они лежали у них в сарае, а увидев экспозицию, эти люди поняли, что здесь место для их саночек. И таких трогательных примеров, когда мы получаем в дар от посетителей интересные экспонаты, немало.

Еще одно приобретение последнего времени – подарок губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Артюхова. Это нарты для оленьей упряжки. Очень большие, тяжелые, красивые, с оленьей шкурой, национальным орнаментом.

Основу коллекции составляют сани из России, их большинство. Но некоторые экспонаты приезжают из ближнего зарубежья и не только. И они тоже очень интересные, красивые, выглядят по-другому. Например, декоративные санки из Германии, предположительно, XVIII века. Они резные, расписные, возможно, использовались для украшения интерьера какого-то богатого дома.

Кстати, некоторые из саней остаются без реставрации специально для того, чтобы было понятно, что восстановление – очень кропотливая и тонкая работа. Каждый старинный экспонат требует к себе индивидуального подхода.

Самый старый из сотен экспонатов Алексея Калмыкова относится к XVIII веку, в коллекции представлены все виды и типы саней – от кукольных до больших, грузовых и пассажирских, ручной работы и заводской сборки, резные, расписные, плетеные, кованые. Сани из блокадного Ленинграда, сани школьника из Мурманска, купеческие сани, для парадных выездов, сани грузовые, для дров и сена. Ярославль, Казань, Иваново, Санкт-Петербург, Ясная Поляна, Архангельск, Мурманск, Брянск, Чебоксары, Вологда, Переславль-Залесский, Великий Новгород, Вятка, Калининград, Липецк, сама Таруса – это лишь малая часть тех мест, откуда прибыли сани.
Коллеги присылали мне фото расписных лодок-плоскодонок в Тарусе на берегу Оки. Насколько я понимаю, это спин-офф вашего основного, санного, проекта?

— Это отдельный проект. Но с точки зрения смыслов он, конечно, близок саням, ведь две эти истории подкрепляют друг друга. Есть два древнейших транспортных средства: одно для передвижения по суше – сани, другое – по воде, лодка-долбленка.

Плоскодонки для нас – такой же уходящий в небытие элемент транспортной культуры и наследия человечества. Алексей Сергеевич вырос в Тарусе, на Оке, он занялся и спасением плоскодонок, которые вышли из обихода и которых раньше на берегах наших рек было много, а сейчас редко где встретишь. Он находит и спасает старые лодки, а также при поддержке местных мастеров, у которых золотые руки, делает новые по старым лекалам, потом их расписывают, черпая вдохновение в Тарусе.

Так родился проект «Тарусский причал». Для нас это арт-объект, музей под открытым небом. Лодки стоят на улице вдоль берега Оки и органично интегрируются в пейзаж. В росписи лодок обыграны истории и мотивы, связанные с Тарусой. Одни лодки мы расписывали сами, другие с помощью профессиональных художников. Под их кистью расцветают целые картины.

Некоторое время назад мы возили плоскодонки в Москву и выставляли их на уличной экспозиции Всероссийского музея декоративного искусства. Расписная лодка и старые сани из коллекции Алексея Калмыкова отметились и на выставке «Россия» на ВДНХ на стенде Калужской области.

Плоскодонки с росписью в традиционных тарусских мотивах на берегу Оки.
Фото: архив проекта «Тарусский причал»
Вопрос не как к куратору фестиваля саней, а как к человеку, глубоко погруженному в культурный ландшафт Тарусы. Все мы понимаем и ценим интеллигентский и художественный бэкграунд этого города, грамотно распоряжающегося своим богатым артистическим и культурным наследием. А какие события, институции и проекты определяют лицо Тарусы сейчас, формируют ее культурную повестку?

— Их множество. Кто-то называет этот специфический вайб Тарусы волшебством. Но мне кажется, что это результат удачной коллаборации творческого начала и административной составляющей, совместной работы творческих людей, влюбленных в город и его энергетику – их называют «тарусские пленники», – и местных властей, содействующих культурным инициативам.

Город наполнен творческими мастерскими, здесь проходят концерты, выставки, лекции, мастер-классы, открываются новые музеи, точки притяжения, объекты туристической инфраструктуры. Благодаря им сохраняются и продолжают развиваться те традиции, которыми напитан город. Местная администрация, в свою очередь, понимая ценность этого наследия, помогает развиваться таким инициативам.

Я выросла в Тарусе, у моей семьи был здесь старый, но очень уютный домик, в котором всегда было полно гостей. И хотя основное место жительства Москва, Таруса для меня с рождения любимый город, место силы. Мне кажется, что в последние годы в городе сформировался правильный баланс: у творческих людей есть возможность найти поддержку своих инициатив. Свои проблемы тоже есть, как же без них. Но глобально это правильная история, благодаря которой у города есть потенциал и будущее.

Made on
Tilda