Тапочки профессора, стеклянный слон и обморочные козы
Чем удивит «Арт-ферма» в Царском Селе
Первая арт-лаборатория заработала на территории Императорской фермы Царского Села. Сегодня там открывается выставка инсталляций, которые с июля разрабатывали современные художники, отобранные для этого проекта кураторами.
Четыре инсталляции под открытым небом на тему прошлого Императорской фермы – это второй проект открывшегося после 12-летней реставрации комплекса зданий, в которых когда-то действительно держали животных, от овец и коз до экзотических птиц и слонов. Кураторам арт-лаборатории было интересно рассказать с помощью современного искусства о животных фермы, а если смотреть шире – о взаимовлиянии природы и человека, вернее, его иногда экзотической деятельности. Реализация проекта стала возможной благодаря участию Сбербанка.
Решение Государственного музея-заповедника «Царское Село» запустить современный проект Арт-Ферма стало ответом сразу на несколько насущных вопросов. Это и стремление привлечь «нехарактерную» аудиторию в академическое музейное пространство, и возросшая конкуренция в культурной активности Петербурга. Кроме того, появилась возможность расширить распространенное туристическое представление о Царском Селе только как о пушкинском месте и дворце, где находится «та самая» янтарная комната.
По словам Татьяны Андреевой, заместителя директора по развитию ГМЗ «Царское Село», начало работы отреставрированного пространства «Императорская ферма» весной этого года сразу же отразилось на аудитории музея-заповедника. «Посетители исторического конного комплекса музея стали новой целевой группой нашей Фермы. Открытие в корпусе для мериносов детского Центра и проведение летнего фестиваля «Арт-сенокос», который мы сделали вместе с Машей Небесной и Женей Исаевой, привлекли широкую детскую и семейную аудиторию, – рассказала г-жа Андреева Ru.Локации. – Выставка Crypto\Ферма с Центром Art&Science Университета ИТМО предложила новый формат погружения в исторический контекст, параллельно обратив внимание на науку и возможности ее применения в искусстве. А работа с художниками, уже имеющими имена в сфере современного искусства (Арт-лаборатория), осуществленная благодаря поддержке Сбера, стала большой удачей и очевидно обратит внимание на музей совершенно новой для нашего музея аудитории».
Ажурный стеклянный слон, будто выныривающий «в пене» из воды, наводит на мысли об иллюзорности и противоречивости (как само появление в северных широтах южного животного, хотя слоны в Петербурге были чуть ли не с самого основания города). По мнению автора инсталляции, художницы Марии Пуховой, голова слона – отличная форма для воплощения в стекле. Слон пластичен, а стекло любит мягкие, плавные линии.
Константин фон Рибен, «Тапочки профессора Яковлева». «Арт-ферма», 2025. Фото: ГМЗ «Царское Село» / Светлана Гриб
С материалом играет и другой художник – участник списка The Blueprint 100 Константин фон Рибен, представивший инсталляцию «Тапочки профессора Яковлева». Всеволод Иванович Яковлев – первый хранитель Александровского дворца-музея, с чьей легкой руки войлочные тапочки стали неизменным атрибутом посетителей всех музеев в СССР. У художника гигантские тапочки сделаны из гранита, специальным образом обработанного ради «пористого» эффекта войлока.
На фото – коза. Вернее, ее копыта, т. к. она лежит на траве… «в обмороке» после сильного испуга. Еще один участник списка The Blueprint 100 Артём Филатов создал своих миотонических (обморочных) коз в разных цветах – шоколадном, бежевом, белом. Это отсылка к историческому цвету стен Императорской фермы. «Бу!» – тот самый арт-объект, который можно трогать: садиться на него, класть на бок. Объект, с которым можно и нужно обниматься.
Полупрозрачные цветы «с глазами-листиками» и мальчик с овцой обыгрывают знаменитые пасторальные темы картин и заодно напоминают о том, что на ферме когда-то разводили в том числе и овец.
Все инсталляции вписаны в рельеф парка и фермы, учитывают восприятие с разных ракурсов, при разном освещении и в разных погодных условиях. С одной стороны, арт-объекты привлекают внимание посетителей парка как предмет искусства, а с другой – имеют вполне практические функции: развлекательную (с инсталляциями можно взаимодействовать) и информационную (каждый объект посвящен конкретному историческому факту из истории Царского Села).
Ксения Малич, историк архитектуры, кандидат искусствоведения, академический руководитель магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, вошла в экспертную команду арт-лаборатории. Для Ксении подобный опыт участия в оценке арт-проектов особенный, так как речь шла в том числе и о садово-парковом дизайне:
«Мне кажется, мы все недооцениваем ландшафтное искусство. А между тем все самое интересное, новое, необычное, символически насыщенное и экспериментальное, на стыке художественных практик, социальных привычек и вообще миров рождалось именно в садах. Один из самых цельных и нетривиальных ансамблей – пейзажный парк в Царском Селе и проект “Арт-ферма” – может стать в будущем идеальной площадкой для молодых художников. Было бы здорово продолжить этот эксперимент. Надо только дать творческой энергии возможность почувствовать этот потенциал».
Потенциал у бывшего хозяйственного комплекса действительно огромный, особенно с учетом довольно активного освоения и стратегического развития южного направления Петербурга. Отреставрированные здания Императорской фермы будут использоваться по-разному – и как креативное творческое пространство для современного искусства, и как выставочный зал, и как музей истории самой фермы, и как конюшня (в том числе частная), и как апарт-отель.
Александровский парк Царского Села, где открывается «Арт-ферма», – огромный садово-парковый ансамбль с большим количеством объектов (часть строений до сих пор не восстановлены после Великой Отечественной войны). Он входит в музейный комплекс Государственного музея-заповедника «Царское Село», но, в отличие от более туристического Екатерининского парка, в первую очередь рассчитан на постоянный интерес местных жителей, в основном молодежи и детей.
По разным оценкам, стоимость восстановления всего комплекса «Императорская ферма» – порядка 800 млн рублей. Средства были выделены как из федерального бюджета, так и со стороны музейного объединения «Царское Село». На эти деньги были восстановлены историческая планировка комплекса и объемно-пространственные решения зданий, внутренние планировки и архитектурные решения фасадов корпусов. И это помимо необходимой чисто технической работы (дренаж, электроснабжение и так далее).