Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с политикой обработки данных
2 апреля 2025

Сказочная жизнь продолжается

На «Винзаводе» продлили выставку «Жили-были. Школа русской сказки»

Автор: Екатерина Матросова
За 4 месяца, что в московском «Винзаводе» работает выставка «Жили-были. Школа русской сказки», её посетили более 60 тыс. человек. В коридорах бывшего винохранилища на площади 2200 квадратных метров разместились 15 тематических сказочных зон. Проект решено продлить до 20 мая.
Выставка «Жили-были. Школа русской сказки». Тематическая зона «Болото». Фото: Е. Матросова
Мифы, сказки, фольклор, этнические мотивы регулярно вдохновляют на творчество. Но последние годы особенно: была прекрасная – не менее иммерсивная, чем нынешняя –выставка в Третьяковской галерее. Были волшебные иллюстрации русских сказок иностранными художниками в петербуржской галерее «Борей». Была выставка работ братьев Васнецовых (и в Москве, и в Петербурге). Отмечали столетие палехской миниатюры. Фэшн-дизайнеры создавали сказочные коллекции (Алена Ахмадуллина, Ульяна Сергиенко и пр.), а на сериальных платформах и в кинотеатрах показывали новые «сказочные» хиты.
Зона «Сказочный лес» открывает выставку.
Фото: Е. Матросова
Выставка «Жили-были. Школа русской сказки», придуманная МТС live и галереей «Триумф», решила подытожить и закрепить увиденное, изученное, вдохновившее и переосмысленное сказочное богатство. Два куратора выставки – Софья Багдасарова, искусствовед, арт-критик, писатель и блогер и Полина Котова – показали москвичам отечественную сказку со всех её сторон.

Самая очевидная сторона – школьно-просветительская: тут действительно есть классы: литературы, химии, биологии и физкультуры. В каждом – свой набор сказочных персонажей и волшебной атрибутики. На выставке предлагают пояснительно-базовую информацию обо всем сказочном – иногда всерьез (цитаты из must have для всех филологов книги Владимира Проппа «Морфология сказки»), чаще в шутку (таблицы различий между русалками и фараонками, птицами Сирин, Алконост и Гамаюн, доска рекордов богатырей). Можно узнать, для чего нужен в сказке сказочный лес и что такое ступа на самом деле (даже увидеть ее аптечный «оригинал»).

Лисичка-сестричка». Олег Торопыгин.
Дерево, краска. 2012. Фото: Е. Матросова
С другой стороны, школа на выставке рассматривается как преемственность и традиции: сразу несколько «Аленушек», птиц Сирин, Котов Баюнов, Баб-Яг и т.п. выполнены в разных формах, жанрах и стилях. Так, среди вариантов знаменитой васнецовской Алёнушки – и одинокий спутанный комок ниток на стене, и лисичка-сестричка, сидящая в узнаваемой позе, и гроза окрестностей дворовая Аленушка, сестра паранормального явления «Иванушка».
«Объект «Иванушка» Уровень: Угроза». Евгений Зубков. Проект «Бюро контроля аномалий».
Серия фотографий сказочных существ, стилизованных под полароидный снимок. 2023.
А ещё в «Жили-были…» школа – это ремесло: шить костюмы для кино (все фильмы-сказки Птушко, Роу и «богатырского» Дьяченко узнаваемы), создавать венцы-кокошники, обжигать печные изразцы или керамические молодильные яблоки.
Современные кокошники-венцы. Мария Луговцова. Фото: Е. Матросова
Изразцы. Мультимедийные художники Сергей Сонин и Елена Самородова.
Цикл «Утопия и Ухрония». Керамика, подглазурная роспись. 2018. Фото: Е. Матросова
Но всё же основным пунктом, несмотря на присутствие классических иллюстраций Билибина/Васнецова, было исследование интеграции сказочной темы в совриске. На работах нейрохудожницы Валерии Титовой, созданных с помощью ИИ, был практически указан промт – «техзадание» для ИИ. С его помощью нейросеть создала свои сказочные картинки в стиле Самохвалова, Дейнеки и Пименова – а посетителям «Жили-были» надо угадывать, какая из работ кому подражает. Хотя выставки отечественных нейрохудожников уже проходили, видеть на этикетках картин среди использованных материалов «нейроарт» всё ещё непривычно.

«Свет мой зеркальце…», «Царевна-лягушка», «Заколдованная королевна» Валерия Титова, нейрохудожница, цикл «Судьба, сказки, соцреализм», проект нейро-артжурнала «Судьба», 2024, нейроарт, лайтбокс. 2024

Хочется надеяться, что дети, которых на выставке много (хотя и одиноких любителей совриска всех возрастов было достаточно) успели не только пообниматься с пульсирующими деревьями и загадать желание у настоящего колодца с ненастоящей мультимедийной щукой, но и зависнуть перед советскими мультфильмами. Их на выставке тоже показывают.
Made on
Tilda