Новый дачный: современное искусство жить в деревне
Устав от «огней большого города», сбежать в деревню и создать новый дачный мир для всех любителей slow life. Арт-резиденция «Менчаково» под Суздалем – хороший пример того, как правильно воплощать мечту, причем не только свою, в жизнь.
Автор: Екатерина Матросова
Дом падающих листьев, терраса. Фото предоставлено пресс-службой «Менчаково».
История архитектурной гостевой резиденции в Менчаково для предпринимателя Владимира Инякина началась сразу после пандемии COVID-19. Как и многие другие жители перегруженного мегаполиса, Владимир захотел вырваться из Москвы, создав дачное пространство для себя, семьи и друзей. Однако покупка сельской недвижимости трансформировалась в масштабный проект, доказывающий: горожанин может эффективно интегрироваться в жизнь села.
«Первоначальная задача была простая: собрать вокруг себя комьюнити близких людей и единомышленников, а не оказаться в случайном СНТ, – вспоминает г-н Инякин в беседе с “Ru.Локацией”. – Но довольно быстро стало ясно, что дома сами по себе не создадут среду. Для развития нужна культурная основа. Так проект превратился в арт-резиденцию и архитектурный парк, где каждый дом и объект задумывается как авторское высказывание».
«Храм чернорабочих», Сергей Колчин, архитектурное бюро Le Atelier. 2023 г. «Храм» был создан для фестиваля «Зодчество» и приобретен Владимиром Инякиным в коллекцию «Менчаково». Эта инсталляция – благодарность всем строительным профессиям за всю историю человечества. Фото предоставлено пресс-службой «Менчаково».
На сегодняшний день гостевое пространство «Менчаково» – это 4 гостевых дома, глэмпинг, арт-резиденция и архитектурный парк: помимо дизайнерских домов, 10 арт-объектов, вписавшихся в естественную деревенскую среду. Ну и city detox бонусом.
Среди гостевых домов есть те, которые реставрировали и реконструировали, стараясь деликатно интегрировать привычный городской комфорт в атмосферу и стиль среднерусской деревни: «Каждый дом задуман как самостоятельное архитектурное высказывание, а не стилизация “под деревню”. В интерьерах выставлена часть моей личной коллекции современного искусства, которую я собираю уже много лет», – говорит Владимир Инякин.
Дом «Липа». Фото предоставлено пресс-службой «Менчаково».
Таков, например, дом «Липа», созданный на базе избы начала XX века. Над проектом работал архитектор Пётр Сафиуллин (бюро Yaratam). Здесь сохранены оригинальные печи и сруб, но добавлены стеклянные объемы и современный интерьер. Проект вошел в шорт-лист премии ARCHIWOOD-2025 и собрал большое количество откликов.
Еще одно сооружение, Дом падающих листьев, – это, по сути, баня-трансформер, которая может быть как отдельной спа-зоной, так и камерным гостевым домом. Его эргономичный дизайн спроектирован японским архитектором Такаши Кобаяши (известен работой с натуральными материалами и тем, что строит дома прямо в кронах деревьев).
Арт-резиденции длятся по 2 недели. Их курирует искусствовед Юлия Трофимова (проекты restore:digital art, «Заповедное» (Горки)). Все проходит поэтапно: отобранные по итогам open-call художники знакомятся с местом и создают проект специально для «Менчаково». Таким образом за последние сезоны в коллекции появилось более десятка произведений современных художников.
Playground, инсталляция, Константин Ужве. 2024 г. Фото предоставлено пресс-службой «Менчаково».
Керамическая серия Анжелы Каменевой. 2024 г. Фото предоставлено пресс-службой «Менчаково».
Арт-объекты находятся не только на территории гостевых домов. Гостям выдается карта, которая позволяет найти все инсталляции. Часть из них расположена на открытом пространстве поля (например, «Храм чернорабочих»). В бывшем сельском магазине сделали мастерскую. Там арт-резиденты могут создавать свои работы (например, есть печь для обжига керамики).
Владимир Инякин изначально планировал активное взаимодействие с местным населением (в селе порядка 90 домов, в большей части которых живут круглый год). Предприниматель, с одной стороны, помогает односельчанам, с другой – обеспечивает их работой.
«Мы с самого начала решили не быть закрытым анклавом. Поэтому восстанавливаем колодцы, ремонтируем сельский клуб, устраиваем праздники, нанимаем местных жителей. Это не благотворительность, а нормальная работа: люди помогают в саду, с хозяйством, уборкой, готовкой. Это про уважение и совместное развитие».
Из стратегических планов – восстановить местный Дом культуры. Но сперва провести летом 2026 года ленд-арт-фестиваль.
В ближайшее воскресенье, 21 сентября, в Рождество Богородицы, сельский храм, которому в этом году исполняется 230 лет, отмечает свой главный – престольный – праздник. По местной легенде, в этих местах заблудился один из князей Меншиковых. Когда он выбрался к реке Ирмес, то на радостях пообещал на этом месте выстроить храм. Случилось это как раз на праздник Рождества Богородицы. А поселение у храма получило название, созвучное с фамилией князя.
Команда резиденции «Менчаково» поддерживает этот храм, относящийся к подворью Свято-Покровского женского монастыря в Суздале. На днях в благодарность за взаимодействие причт храма подарил старинные резные деревянные ворота, которые после реставрации займут свое место при входе на территорию дома «Липа».
Церковь Рождества Богородицы, 1795 г., с. Менчаково. Фото предоставлено пресс-службой «Менчаково».
Сейчас у проекта Владимира Инякина – инвестиционная стадия. «Быстрой окупаемости здесь нет, основная цель – создать устойчивую среду. В будущем проект станет работать как культурно-туристическое направление с проживанием, арт-резиденциями, событиями. Но изначально задача была не в прибыли, а в формировании новой модели жизни», – рассказывает Владимир Инякин.