Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с политикой обработки данных
10 апреля 2025

Этнические фешен-коллекции: где и что искать

Национально, регионально, актуально

Автор: Екатерина Матросова
Принт по ткани, машинная вышивка японским бисером, шелкография – от творческого эксперимента до развития современного национального кода. Ru.Локация предлагает подборку актуального этнического дизайна на каждый день и на любой праздник, а также на примерах разбирается, как локальные бренды становятся мейнстримом.
Подвеска «Сердце-ирек». Традиционный орнамент «сердце» переосмыслен в эстетике трайбл-татуировки. Фото: Your Yool.
Анастасия Карпова, реставратор одежды и научный сотрудник Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи, стала автором первой экспериментальной коллекции актуальной одежды, в основе которой системное музейное собрание традиционного мордовского костюма. Задачей было соединение этнических мотивов и современных технологий (сложные мордовские вышивки печатали по ткани). Для этого выбрали шесть моделей орнаментов, крой моделей сделали проще, но традиционную многослойность наряда сохранили (в национальном мордовском костюме от трёх до семи слоёв одежды).

Оригинальный проект в 2024 году победил в конкурсе «Креативный музей» в рамках программы «Музей без границ» фонда Владимира Потанина. Для проекта сотрудники музея провели исследования, а итогом работы стала полноценная выставка коллекции в Саранске.

Анастасия Карпова не ушла в модную индустрию, но считает свою «музейную» коллекцию экспериментом, который будет вдохновлять молодых дизайнеров на интерес к адаптации национальных орнаментов и моделей.
Анастасия Карпова. Форэскизы к проекту «Сёрмат/Письмена».
Фото взято с сайта Благотворительного фонда Владимира Потанина
Но если Анастасия скорее теоретик в фешен-индустрии, то белгородский дизайнер Алена Яблокова практикует уже 4 года, постепенно расширяя свои возможности (сейчас «доросла» до ИП). Алена адаптирует русскую вышивку к современным реалиям. «Да, в обычной жизни многие из нас носят джинсы, не носят платков и не слушают русскую фолк-музыку. И моя идея в том, что одежду с русской вышивкой может носить каждый в повседневной жизни. Не на народные фестивали, не на вечерки, а просто так выйти на улицу, погулять в парке, сходить в кино, попить чай с подружками», – поясняет она.
Шерстяной шушпан, дизайнер Алена Яблокова. По мотивам шушпана Сапожковского уезда Рязанской губернии.
Бренд Алены Яблоковой появился в Белгороде в 2020 году. Начинала с исследования и пошива национальной казачьей одежды. Сейчас акцент – на разнообразии русской национальной вышивки. Алёна – участница губернаторского проекта «Новые возможности». Кроме этого, она получила заем в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», активно ведет соцсети, а ее модели востребованы.
Тюбетейка-докер Your Yool. Использована джинсовая основа, поверх которой растительный орнамент в технике объемной ручной вышивки японским бисером. Фото: Your Yool
Молодой казанский бренд Your Yool занимается поиском нового визуального кода татар. Это больше чем локальный фешен-бренд. Автор, идеолог и руководитель проекта Татьяна Черногузова объясняет, что Your Yool – это целый «путь» (так переводится с татарского «юл»): шоурум с мастерской, арт-объектами, брендовыми вещами и предметами интерьера. Сейчас, например, проходит выставка керамики Диляры Тахавовой «Между утилитарным и художественным». Дизайнеры марки воссоздают традиционные татарские аксессуары и адаптируют их к современным материалам, сочетая несочетаемое и подсказывая, как их можно интегрировать в актуальный молодежный образ. В планах создание арт-резиденции Your Yool.
«Наличники», платок дизайнер Ольга Никич Шелк 100%, плотность 14 мамм, размер 90х90 см. Фото: сайт OLGA NIKICH
Ольга Никич – известный современный художник по текстилю, неоднократно побеждала на российских и международных конкурсах (вошла в лонг-лист конкурса Le Grand Prix du Carre Hermes), была лауреатом конкурса Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства «Придумано и сделано в России». Ее специализация – текстильный дизайн и шелковые платки. Вдохновения Ольга искала в разное время в конструктивизме, авангарде, ивановских фабричных принтах и … деревянных наличниках. «Наличники – традиционный деревянный декор окон, появившийся в России около XVII в, пережил расцвет в конце XIX-начале XX веков. Это ускользающая красота русских деревень и городов – редко какой наличник живет больше 100 лет. Этим проектом мы хотим привлечь внимание к памятникам русского деревянного зодчества», – говорится в описании коллекции на сайте дизайнера .
На данный момент существует множество телеграм-каналов, которые аккумулируют работы российских дизайнеров. Вот некоторые из них:
@ newrussian_cc
@russkiy_stil
@glazurmag

В статье использованы материалы The Art Newspaper Russia, сайта kudago.com, сайт Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Made on
Tilda